Друзья ушли за перевал…
Мои походные университеты
Прошло 10 лет с того рокового похода, но я ни на минуту не забывала про свое обещание — вернуться сюда и поставить памятник своим друзьям, командиру с которым я прошла столько маршрутов Полярному Уралу и по Кольскому полуострову. Я 10 лет ходила в походы под руководством Еремина старшего, с 1994 — 2004 год. У нас была очень хорошая команда, с которой мы исходили весь этот район Полярного Урала вдоль и поперек.
Я очень полюбила этот суровый край с его холодной сдержанной и очень ранимой красотой. Для фотографа это просто рай, такого необыкновенного освещения нет практически нигде.
Я очень много чему научилась в походах под руководством Владимира Ивановича Еремина, хотя до этого в туризме тоже была не новичком. Приобрела огромный пешеходный опыт, научилась лучше ориентироваться на местности. Научилась печь пироги, коптить и солить рыбу в походных условиях. Научилась оказывать медицинскую помощь, приходилось потом даже раны тяжелые зашивать. Смею надеяться, что в коллектив суровых мужиков, которые были старше меня на 10−15 лет, я тоже внесла много полезного. Я стала опытней и умней, а решительности было не занимать, следовательно, все пришло к тому, что я сама стала руководить категорийными походами. К 2014 году я подошла с хорошим опытом руководства, с хорошим коллективом и с хорошим снаряжением. Я была готова организовать экспедицию на Полярный Урал и поставить памятник под перевалом своим погибшим друзьям, теперь он будет называться перевал Ереминых.
МАРШРУТ
(из письма директору ВНИИЭФ В.Е.Костюкову)
Поход-экспедиция на Полярный Урал (республика Коми — Ямало-Ненецкий АО) организован для того, чтобы совершить радиальное восхождение на перевал и установить памятную табличку на месте трагической гибели в 2004 г. сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ, туристов из г. Саров, отца и сына Ереминых. Заброска на маршрут будет производиться вездеходом, осуществить пешую заброску на маршрут с памятником не представляется возможным.
Путь вездехода: от ст. Сивая Маска (республика Коми) до подножия перевала (Восточный склон Уральского хребта, Ямало-Ненецкий АО), это 100 км пути. Далее вездеход оставит группу и вернется назад (итого общий его путь 200 км, цена за транспортные услуги вездехода — 100 т.р.). Поскольку безналичный расчет за использование вездехода оказался невозможен, т.к. вездеход находится в частных руках, то эта сумма необходима наличными. Цены на услуги вездехода по всему району Полярного Урала одинаковые. На других станциях ЖД есть вездеходы, приписанные к государственным конторам, но путь оттуда до места назначения длиннее и безналичный счет получается в размере 200−250 т.р. Рассматривали заброску вертолетом, но отказались от этой идеи — получается в 3 раза дороже…
…Подготовка к походу была начата в 2013 году — изготовлен памятник Ереминым, продуман маршрут похода, проработаны варианты заброски и выхода с маршрута.
Группа участников состоит из 8 человек, 7 из которых — сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ и все являются членами профсоюза ВНИИЭФ. С состав экспедиции входит спасатель из саровского отряда УГОЧС. Отправлена заявка в Воркутинский спасательный отряд о месте и времени проведения похода, выходе на маршрут и окончании маршрута".
Подготовка к экспедиции 2014 г., учитывая труднодоступный и малонаселенный район путешествия, потребовала больших усилий и финансовых затрат. Все расходы по изготовлению памятника Ереминым, обеспечение группы необходимым туристским спортивным и вспомогательным снаряжением, как и все прочие расходы, наша группа взяла на себя.
В 2004 году, при осуществлении поисково-спасательной экспедиции, ВНИИЭФ оказал существенную финансовую помощь. И отклик на наше письмо от директора РФЯЦ-ВНИИЭФ был практически незамедлительным. Откликнулся и профсоюз Института.
Из дневника экспедиции
Через 2,5 часа подошли к ущелью. Поднимаемся на каменистое плато. Подошли к месту, где погиб Еремин-младший. Идем дальше по курумнику. По камням идти тяжело. Я иду, и мне кажется, что я здесь все оставило только вчера, до того в память врезались все воспоминания 2004 года (тогда я продела этот путь шесть раз). Оказалось только мне здесь все знакомо, ни Скачков, ни Евдокимов мест не узнают. Поднимаемся вверх к перевалу. Я первая издали увидела тот большой черный камень, за которым мы прятались от непогоды и где умер Еремин-старший. Я бы этот камень узнала и так, но то, что я увидела, поразило меня — в выемке камня стояла Вовкина кружка, белая с голубым цветком. Я поила из нее уминающего Володю и потом поставила ее в углубление на камне, где она и простояла 10 лет. У камня валялось много вещей: Володин рюкзак, личные вещи (рубашки и штаны), кроссовки, патронташ с патронами, очки в очечнике, прочие вещи. Мы все собрали и положили в рюкзак. Все вещи как чисто выстиранные, ничего не тронули ни тлен, ни плесень, только патроны заржавели. Рядом лежал кан, который мы использовали для засолки рыбы. Мы его оставили вместе с рыбой, когда ушли через этот перевал. Кан сильно прогрызен медведем, видимо он хотел полакомиться рыбкой. Приступили к установке памятника.
Мы вас не забыли, друзья!
Памятник представляет из себя конструкцию 1,5 м в высоту в виде креста с двусторонней табличкой. На одной стороне таблички написано: «Здесь в 2004 году трагически погибли туристы: отец и сын Еремины. Еремин Владимир Иванович
Нашли подходящее место сбоку от камня, сориентировали крест, заглубили всю конструкцию примерно на 60 см. Залили приготовленным раствором и потом укрепили большими камнями.
Координаты камня и памятника: 660 24' 988'' 630 21' 971''.
В кружку налили водки и положили кусок хлеба. Кружку поставили на место, где она простояла столько лет. Около памятника я положила Володин компас, пусть он тоже будет там, где остался его хозяин.
Помянули мужиков. Уходим. Последний раз оглянулась на наш камень… Прощайте… Надеюсь, что души их здесь свободны и не одиноки…
Светлана Шнепова, фото из архива ФСТ






vicnel