Под счастливой звездой
В преддверии празднования юбилея Саровского политехнического техникума, которое намечено на 4 октября, мы продолжаем рассказывать о тех, кто учит и воспитывает наших детей, вкладывая в них не только знания, но и часть своей души, как бы громко это ни звучало.
Сегодня мы предоставим слово ветерану труда, отличнику профтехобразования, учителю-методисту, преподавателю высшей категории
Анастасия Григорьевна Луконина родом из Татарстана. В 1958 году она окончила Казанский университет и по направлению уехала работать в Башкирию. Практически сразу вышла замуж за молодого офицера, который и привез ее в наш город.
— Мест в школе не было, — рассказывает Анастасия Григорьевна, — и я пошла работать в детский сад. Там все было по-другому, и нас, пятерых человек с высшим образованием, послали на курсы воспитателей детских садов. Утром мы работали, а после обеда учились. А потом мужа направили в Узбекистан строить новый город — Навои. Там меня сразу поставили методистом. А когда в городе образовался новый гороно, я стала там работать заведующей методическим кабинетом. Затем перешла в школу завучем, а потом меня назначили директором большой средней школы.
Но волею судьбы наша героиня через двенадцать лет опять оказалась в Сарове. Приехали в сентябре, и опять все места в школах были уже заняты. Тогда директор гороно
— И я пошла к Зубилину проситься куда-нибудь в одну смену. Через некоторое время ко мне в кабинет вдруг заходят двое мужчин — директор профтехучилища Виктор Иванович Куманев и его заместитель Юрий Васильевич Фадеев со словами: «Мы к вам от Зубилина, он порекомендовал вас завучем. Мы открываем среднее образование в ГПТУ, мы все технари, нам нужен педагог». Я долго думала. Профтехобразование и общее образование — разные вещи, но я все-таки пошла и не пожалела. В первый год мы набрали шесть групп: токари, слесари, фрезеровщики, электрики, столяры и повара. На второй и третий — еще по шесть. Таким образом к концу третьего года на трех курсах у нас учились около пятисот человек. Максимальное же число учеников, которое было в профтехучилище, — 1100. И сотрудников тогда было больше сотни. Я вспоминаю, как ночами сидела, расписание делала: по 11 групп на каждом курсе, а это 33 группы по 30 человек. Хорошо, что у нас был постоянный состав преподавателей, это значительно облегчало работу.
— Как вам работалось в то время?
— Училище очень хорошо обеспечивалось материально: и в кабинетах наглядные пособия постоянно покупали, и зарплата у нас была приличная, и премии получали. Учащиеся имели бесплатную форму, питание и учебники. В то время выделялись деньги на разнообразные экскурсии. Я возила детей в Белоруссию, Прибалтику, на Украину. В летнее время учащиеся ездили в Краснодарский край на уборку помидоров. Они там и загорали, и трудились, да еще и деньги получали.
На каждой группе было по два мастера, во взаимодействии с которыми учителям было очень легко. Все работали с большим воодушевлением, желанием, дисциплина в училище была хорошей.
Раньше к ГПТУ многие относились с предубеждением, но на самом деле у нас все было очень хорошо. Ребята приходили, конечно, разные, впрочем, как и сейчас. Например, двое моих учеников заняли первые места на олимпиаде по химии сначала в городе, потом — в Горьком, а потом, в 1987 году, я с ними поехала в УФУ, на первую всероссийскую олимпиаду по химии. При этом мы были единственными представителями от области, и Коля Степанов занял второе место, а я была награждена грамотой. Затем мы отправились на всесоюзную олимпиаду в Казань, куда съезжались учащиеся со всех союзных республик. Тогда мы вошли в первую десятку.
Наши выпускники работают практически на каждом саровском предприятии. Среди них — Владимир Витальевич Розанов, который окончил институт, академию и сейчас в ранге полковника возглавляет пожарную часть.
Выпускников много, выпускники разные, есть и бомжи на кладбище, которые начали пить и которых выгнали с работы и из семьи. Да, есть и такие судьбы…
Напомним, что в самом начале профтехучилище располагалось в здании техникума напротив вокзала. Тогда директором и техникума, и ГПТУ был Иван Александрович Семенов. А в начале семидесятых профтехучилище отделилось и перешло в здание 11-й школы. Именно туда пришла на работу наша героиня:
— Когда мы начали готовить учеников со средним образованием, многие были заинтересованы учиться у нас, потому что был стимул. Во-первых, они получали диплом, дающий право поступать в любое учебное заведение страны, во-вторых — профессию, разряд и гарантированное место работы. И в-третьих — психологический фактор. Ведь не секрет, что в основном из школ к нам шли троечники, а у нас они переходили на четверки-пятерки и поступали и в институты, и в военные училища.
— Так какие же качества, на ваш взгляд, воспитываются в техникуме?
— Во-первых, трудолюбие. И самое главное — любовь к труду. Раз идешь заниматься не науками, а трудиться, значит, научишься любить труд. Ученик, поступивший после девятого класса в политехникум, получает два диплома: ПТУ и техникума. И хорошо, что в нашем городе есть такое учебное учреждение, у которого давняя и налаженная связь с ВНИИЭФ. Раньше все ученики обеспечивались рабочими местами в ядерном центре. К сожалению, сейчас сократились группы поваров и продавцов. Первым практически негде работать, вторых по этой специальности готовит Центр занятости.
А вообще сколько сейчас людей, детей, которые не хотят работать и живут за счет матерей или пенсий бабушек, которые пьют, употребляют наркотики. Наши же ученики встают за станки, а те же повара могут готовить себя к директорству в ресторане.
Еще в СПТ очень развит спорт — вот вы зайдите в здание и сразу же увидите огромный стенд и витрину с кубками. Молодцы! С каждого соревнования ребята привозят награды.
— Статусы учреждения менялись. А что менялось внутри него и что оставалось неизменным?
— Сначала это было ГПТУ, потом — лицей, теперь — политехникум. Изменились и стали более современными какие-то предметы, пришли молодые специалисты. Но и сейчас, как и прежде, наш техникум хорошо известен в пределах Нижегородской области. В феврале я была на юбилее директора Натальи Федоровны Горчаковой, и ведущая показала награду — статуэтку, на которой написано «Лучший директор Нижегородской области». А раз лучший директор, значит, и лучший техникум.
— Вы расстались со своим коллективом и учениками довольно давно. Многие этот период переживают сложно. Если не секрет, чем вы сейчас живете?
— В любимом моем училище я переработала 11 лет. Ушла на пенсию не в 55, а в 66. И опять не успокоилась. Узнала, что в городе есть воскресная школа, я пошла к ее руководству и попросилась на работу. Отец Александр Брюховец сказал, что возьмет, но бесплатно. А тогда меня приглашали вести химию в две школы. Я долго думала, но пошла работать в воскресную школу. И такие там ребята хорошие оказались! Сделала два выпуска. Также с детьми и родителями мы начали ездить по святым местам. Объехали Нижегородскую область, Мордовию, были в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Киеве, на Валааме, на Соловках. И ходили там не только по храмам. В Северной столице, например, мы катались по Неве, ночью смотрели разведение-сведение мостов, в Курске ездили на Курскую дугу, в Киеве купались в Днепре, где князь Владимир Русь крестил. На Соловки три часа ехали на теплоходе по Белому морю, купались, на знаменитых островах видели последствия СЛОН и СТОН (Соловецкие лагерь и тюрьма особого назначения. — Авт.). Кругом кресты, могилы… Все это надо смотреть, все это очень интересно. Были на Урале, в Екатеринбурге, в местах, где погибла царская семья. Недавно ездили в Оранки, это Богородский район, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда два раза в год ходят крестным ходом. Правда, многим из нас ходить уже тяжело, но зато мы прекрасно съездили туда на автобусе.
В девяностые годы, еще работая в ПТУ, я ездила с сыном и его семьей в Грецию, жили около Афин, были в Акрополе — такая красота! А потом сама поехала в Израиль и шла пешком 14 остановок на Голгофу — место распятия Иисуса Христа. Видела все это, и мне это очень помогло, когда я стала работать в воскресной школе. Потому что весь Новый Завет я видела своими глазами, и мне было очень легко ученикам об этом рассказывать. А в 2004 году я была уже с семьей дочки в Болгарии. Там мы были три недели, просто отдыхали на море.
Я благодарю Бога за то, что он мне дал такую длинную интересную жизнь! Скоро мне 80 лет, и я не знаю, когда было лучше — в детстве, молодости, зрелости или сейчас. Наверное, в последние годы все-таки лучше, потому что все уже сознательно и спланировано. И за последние годы я столько увидела и узнала, что и самой порой не верится.
— Что вы пожелаете своему родному учреждению в канун юбилея?
— Коллективу желаю успешной работы и хороших учеников. Ученикам — расширять свой кругозор, хорошо окончить техникум и не останавливаться на одной специальности, а получить много-много разных. Потому что сейчас в мире денег дети из малообеспеченных семей, а в техникуме таких много, должны все делать сами: и квартиру убрать, и детей накормить, и люстру повесить. Где-то я прочитала, что в 20 лет молодой человек должен освоить 40 специальностей. Только тогда в современном мире, обществе человек останется на плаву.
Лана БОЙЦОВА, фото из семейного архива А.Г.Лукониной





Виктор Овражный