В интересах РЖД
22 февраля в Н. Новгороде состоялось мероприятие, посвященное вручению Горьковской железной дороге свидетельства о присуждении первого места по итогам отраслевого соревнования за четвертый квартал 2012 года. В этот же день под председательством президента компании В. Якунина прошел Приволжский межрегиональный координационный совет, на котором были подведены итоги 2012 года и озвучены дальнейшие планы работы ОАО «РЖД».
Топ-менеджменту крупнейшей российской компании были представлены разработки, которые делаются во ВНИИЭФ и Технопарке в интересах РЖД. Директор ядерного центра В. Костюков рассказал президенту РЖД о планирующихся работах, об усилиях, которые предпринимает ВНИИЭФ в интересах компании. Обсуждался вопрос об укреплении отношений и визите Владимира Ивановича в Саров.
Прокомментировать итоги визита в Н. Новгород мы попросили представителей Технопарка и РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Алексей Кибкало, директор Центра программных разработок компании «Инновационно-технологический центр», Технопарк:
— Известно, что одна из основных проблем, которая сейчас существует в вопросе эксплуатации подвижного состава, — разрушение боковины тележки грузовых вагонов. С начала этого года уже было 13 аварий, в том числе с человеческими жертвами. Одна из систем, которые мы делаем, — это система, позволяющая без разбора самого вагона на ходу определять бракованные боковины и подавать сигнал о том, что пора предпринимать какие-либо действия. Подобная задача очень актуальна, поэтому существует прямой контракт с ОАО «РЖД», в рамках которого выполняется целый комплекс работ — разработка и самой аппаратуры, и программного обеспечения, методические работы. Проводятся и натурные эксперименты, в частности, 22 февраля президенту РЖД В. Якунину был продемонстрирован вагон с бракованными боковинами, и система должна была их выявить.
Это первая перспективная работа. А вторая связана с определением свищей и течей в цистернах. И она не менее актуальна, потому что такие перевозки крайне опасны, и последствия аварий могут быть исключительно трагичны. Эта система делается по заказу и вместе с Дирекцией вагонного хозяйства РЖД.
И наконец третья большая система, мы называем ее аллокатор — по предупреждению приближения подвижного состава к переездам.
В Технопарке планируется создание центра математического моделирования технико-технологических процессов железнодорожного транспорта. Вопрос достаточно тонкий. Даже такие большие компании, как РЖД, с трудом финансируют НИОКР. И для того, чтобы сделать нормальную разработку, все равно приходится проходить все стадии. Использование бюджета НПК для решения задач коммерциализации разработок ВНИИЭФ, создания новых рабочих мест и конкурентоспособной гражданской продукции — это одна из задач Технопарка, которой мы непосредственно занимаемся.
— Почему именно вы? Ведь у РЖД есть своя научная база, разработки, институты…
— Да, это так. Но если бы мы не занимались этим 15 лет, то с нами никто бы не разговаривал. Работы, которые интересуют заказчика, не делаются за 2−3 месяца, поэтому в первую очередь представляются разработки, база которых фактически была профинансирована еще в советское время за счет ядерного центра и работы по которым ведутся десятки лет. Сейчас речь не идет о готовой разработке, но она уже довольно далеко продвинута на основе предыдущей многолетней работы. Так уж исторически сложилось — у нас собран мощный коллектив конструкторов, физиков-теоретиков, у нас есть свое расчетное и программистское подразделения.
— Сколько вы планируете создать рабочих мест в центре моделирования?
— Порядка 40−45. Это, во-первых, места для высококвалифицированных специалистов, во-вторых, которые будут обеспечены гражданским, а не военным заказом. Дешевых рабочих мест не бывает, приходится вкладывать деньги и в инфраструктуру. Поэтому на создание одного рабочего места, по моим оценкам, нужно 4−5 млн рублей.
— Откуда вы будете брать людей?
— Мы берем и выпускников вузов — и московских, и СарФТИ, и квалифицированных специалистов, которые работают на предприятиях городского хайтек-бизнеса. Сложнее привлекать сотрудников ВНИИЭФ — там высокие зарплаты и нормированный рабочий день. Наши люди работают в гораздо более жестком режиме.
— Будете ли вы использовать в своей работе суперЭВМ, которые производятся в ИТМФ?
— В центре моделирования — однозначно. А пока мы обходимся своими мощностями.
— Ваши планы?
— Довести разработки до серийного производства в Технопарке. Мы планируем создать еще минимум 50 рабочих мест.
Интервью с Олегом Владимировичем Коваленко, начальником лаборатории ИТМФ, руководителем проекта «Разработка автоматизированной системы оптимизации процессов управления движением поездов и содержания инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на основе прогнозных технологий» читайте в ближайшем номере газеты «ВНИИЭФ: обзор недели».
Алла ШАДРИНА





Сергей