Курс на сближение?
Кластер — очередной «десерт» от нашего правительства. Никто толком не видел, но уверяют — вкусно до умопомрачения. Обещают новые предприятия, рабочие места, проекты. Говорят о нем так много, что уже хочется увидеть реальные дела. Очередная рабочая встреча по проекту «Саровский инновационный кластер» прошла в Сарове с 12 по 13 февраля.
Шесть секций — шесть вопросов, определяющих развитие города и Института. Заседания трех — «По работе с инновационными проектами ВНИИЭФ», «Развитие Технопарка» и «Духовно-научный центр» прошли в административном корпусе РФЯЦ-ВНИИЭФ. «Инфраструктурные проекты города», «Развитие малого инновационного бизнеса», «Образовательная деятельность г. Саров» обсуждались в зале заседаний городской думы.
От идей к действиям
Самое простое объяснение кластера — это группа технологически связанных между собой предприятий, которые в кооперации обеспечивают производство определенного вида продукции, локализованные, как правило, на одной территории. Особенности — быстрое распространение инноваций и наличие низких транзакционных издержек (затрат, возникающих в связи с заключением контрактов).
Ожидается, что финансирование по кластерной субсидии поступит в Саров не раньше июня-июля. В идеале эти деньги нужно направить на то, что можно сделать достаточно быстро при достаточно скромном вложении средств. Недоделанное дело хуже, чем не начатое.
— Для Росатома поддержка кластеров попадает в приоритет по двум направлениям. Первое — обеспечение стабильного развития прежде всего тех городов, в которых локализованы основные
Кроме «кластерных» денег будут привлекаться другие источники финансирования. Глава города А. Голубев напомнил, что часть средств удастся привлечь в город благодаря налоговой политике ГК «Росатом» на территории Нижегородской области. По прогнозу, город сможет получить порядка 110 миллионов рублей на инфраструктурные проекты уже в следующем году. Еще один возможный источник привлечения средств — комплексная программа развития ЗАТО ЯОК. В нее должны войти шесть закрытых городов комплекса, в них будут определены объекты, по которым требуется федеральное финансирование.
Проблем у Сарова, как и у любого другого города, предостаточно — транспортные, жилищные, энергетические, социальные. Об одной из них рассказал заместитель генерального директора ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» Александр Беляев:
— Если мы говорим о перспективном отдаленном развитии нашего кластера, то сегодня есть ряд заявок от ВНИИЭФ. Что же касается новых проектов, которые будут здесь рождаться и функционировать, то мы не понимаем, что это будет за производство, с какой структурой потребления энергии, каких объемов, какой мощности. Подвести инженерные коммуникации к предприятию, которое будет употреблять большие мощности, — очень затратное мероприятие. Разговаривать надо сегодня, но поскольку Институт, судя по заявкам, превратится в крупнейшего потребителя города, есть ряд нерешенных вопросов. Обследование мы уже выполнили. Проработали варианты развития. Но в город должна зайти линия от Федеральной сетевой компании, у нас есть технические условия и они озвучивают сумму, чтобы реализовать этот проект. Под этим проектом лежит не только ядерный центр, но и развитие северных территорий Сарова. По значимости этот проект один из ключевых, в том числе и для развития кластера.
Еще одно направление, которое необходимо развивать в городе. По мнению депутата О. Флотской, это медицинское. Когда-то же был проект создания в городе диагностического онкоцентра, необходимого Сарову, но открыть его так и не удалось.
По генплану жилая застройка должна была начаться в лесном участке, граничащем с улицами Чапаева и Ключевая. Но тракторов и самосвалов там ждать не стоит. По словам заместителя начальника управления архитектуры градостроительства и землеустройства Анны Сысоевой, РПЦ резко выступила против строительства в этом районе, поскольку рядом находится памятник истории и культуры.
А цены на квартиры все выше — спрос делает свое дело. И строители, и горожане с нетерпением ждут присоединения северных земель.
Дайте удочку!
И на сессиях стратегического планирования, и на рабочей встречи по проекту саровского кластера неизменно звучит тезис представителей малого бизнеса: «Не надо денег, дайте механизм взаимодействия с ВНИИЭФ». Волосы на головах руководителей высокотехнологичных предприятий год от года все белее и белее, а желающих занять их место минимум миниморум.
Основных проблем, по мнению Княгинина, у саровского малого бизнеса несколько. Во-первых, инфраструктура направлена на стартаповский этап, а нужно перенаправлять ее на достартаповский. Во-вторых, присутствует эффект масштаба — невозможно развивать сектор, если в нем занято меньшее двух тысяч человек. В-третьих, необходимо создать интерфейс стыковки ВНИИЭФ и малого и среднего бизнеса.
Генеральный директор ОАО «Объединения Бинар» В. Карюк скрупулезно рассказал о шагах малого бизнеса по кластерному направлению:
— Подготовлено 30 проектов, один проект профинансирован «Фондом посевных инвестиций Российской венчурной компании», один проект получил грант имени Сколково, пять проектов получили статус резидента Сколково, еще два там же на рассмотрении, по пяти проектам ведется работа без поддержки, подано пять заявок в «Фонд Бортника», создано 12 малых инновационных компаний, при них созданы рабочие места.
Но часть проектов, прописанных в кластерной программе, не осуществлена. Не выделяются субсидии на возмещение затрат на закупку оборудования. Еще одна проблема — отсутствие коммуникационного канала между сотрудниками малого и среднего высокотехнологичного бизнеса и специалистами ВНИИЭФ. Не оглашена стратегия развития технопарка (при этом многие руководители отметили, что с сегодняшним руководством технопарка можно взаимодействовать), отсутствует координация работы саровского кластера, отсутствует механизм финансирования заказов, слабо используются механизмы поддержки институтов развития.
Список недоработок можно продолжать и продолжать, но что от этого изменится? Руководители малого и среднего высокотехнологического бизнеса Сарова уже давно хотят перейти от разговоров к делу, а не получается.
— Движение вперед я вижу только в объединении. Кластер — это та самая площадка, которая может помочь нам сдвинуться в позитивную сторону, — отметил генеральный директор ООО «Электра», председатель комитета городской думы по развитию, инновациям и инвестициям Владимир Рыжов.
Заседание сессии длилось более часа, но конкретного ответа на простой вопрос — что делать? — так получено и не было. Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин в конце встречи лишь руками развел: «Я честно не знаю, что делать. Буду думать».
Мнение эксперта
О перспективах взаимодействия участников саровского кластера и о ближайшей перспективе его развития нашему корреспонденту рассказала менеджер Проектного офиса по взаимодействию с институтами развития ГК «Росатом» Ольга Волошина.
— Что такое институты развития?
— Это организации, которые обеспечивают финансирование проекта на разных стадиях. За последние несколько лет в России сформирован целый перечень институтов развития, причем они последовательно финансируют разные стадии инновационных проектов.
— Говоря о перспективах развития саровского кластера, представители высотехнологичного бизнеса отмечали — взаимодействие с институтами развития слабое.
— Предприниматель взаимодействует с ними сам в зависимости от того, какая потребность в финансировании у него существует. А речь идет о том, чтобы сконцентрировать институты развития в кластере Сарова. И такие действия есть. У всех институтов развития есть программы по взаимодействию с кластерами, и они в этом году предполагают их реализовывать. Саров будет одной из площадок реализации их программ.
— Прозвучало мнение о том, что саровский кластер по сути монокластер. Это так?
— Такое высказывание связано со сложностью взаимоотношений. Я бы не стала говорить о том, что кластер — это только ВНИИЭФ. Это не так. В программе развития кластера представлены все заинтересованные стороны. На самом деле рассматриваются проекты, которые можно делать совместно. Мы, как корпорация, привлекаем средства институтов развития на свои проекты, но ровно так же они приходят и в кластер и будут доступны всем остальным участникам.
Сейчас формируется план работы на 2013 год. Я считаю, что прошлый год саровский кластер провел очень успешно, поскольку сформировал достойную программу, которая участвовала в конкурсе Министерства экономического развития, получил статус кластера федерального уровня, то есть попал в перечень пилотных инновационных кластеров. А сейчас формируется по каждому направлению перечень конкретных работ, которые нужны участникам кластера.
Любовь Кяшкина, фото Елены Пегоевой






sandy