Непризнанная республика
С 4 октября по 2 ноября 12 саровских врачей в составе сводного отряда ФМБА России работали в Абхазии. Это вторая командировка российских медиков на Кавказ, которая проходила в рамках президентской программы.
В задачу медиков входила диспансеризация местного населения. По словам и.о. главного врача КБ № 50 А. Чистякова, в этот раз на подготовку было дано всего несколько дней, но и этого хватило, чтобы быстро сформировать список бригады. Андрей Юрьевич подчеркнул, что все претенденты отнеслись к предложению на длительную командировку с пониманием, решив в кратчайшие сроки рабочие и личные дела. В этот раз кроме опытных специалистов из Сарова в Абхазию отправился автомобиль скорой помощи вместе с водителем. И еще. Список саровских медиков в ФМБА не сократили — профессионализм наших врачей давно на хорошем счету в агентстве.
— Сначала была запланирована лишь замена специалистов, которые уже отработали в Абхазии, — рассказал Андрей Юрьевич. — Но когда руководство ФМБА поняло, что осталось очень много неохваченного населения, было принято решение о создании второго отряда. Как раз в это число и вошли саровчане.
Я выражаю огромную благодарность нашим специалистам за понимание. Благодаря слаженности у нас, как у организации, не возникло проблем по сбору бригады.
Недоступная медицина
Возглавлял бригаду саровских медиков заведующий неврологическим отделением поликлиники № 1 А.Кислый. Анатолий Алексеевич рассказал, что в состав группы вошли анестезиолог-реаниматолог, хирург, терапевт, оториноларинголог, педиатр, невролог, а также медсестры и водитель. Сводный отряд разделили на две группы, одна из которых работала в Сухуме, второй, куда вошли и саровчане, — в Гаграх. А в завершении командировки медики должны были встретиться в Гудауте. Рабочий день длился с 8.00 до 18.00, выходных не было. Напряженный график не оставлял времени на досуг, однако в перерывах саровчане смогли посетить ботанический сад, обезьяний питомник, а в последний день перед отъездом некоторые побывали на Новом Афоне.
Приемы не ограничивались лишь банальным осмотром — доктора здесь же выписывали необходимое лечение, а также направляли на высокотехнологичные виды помощи. Дело в том, что собственная медицина в Абхазии находится в плачевном состоянии, местное население не доверяет своим специалистам. Кроме того, медицинская помощь не такая уж и доступная.
— Официально медицинская помощь в Абхазии бесплатная, но на деле все наоборот, — рассказывает А.Кислый. — Идя на прием, нужно обязательно заплатить, причем зачастую мимо кассы. Поэтому повышенный интерес к нашей работе объяснялся еще и этим. И все пациенты, естественно, пользовались моментом и старались получить по полной программе. В день приходилось принимать 60−70, а в Гудауте и до 85 человек.
С точки зрения педиатрии своими наблюдениями поделилась Г. Шагина. Галина Анатольевна вела прием школьников и дошкольников. Саровский педиатр осмотрела 1469 детей. Выводы неутешительные — на первом месте болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения. Причина банальна — малоподвижный образ жизни. Компьютер, телевизор и прочие блага цивилизации напрочь вытеснили стремление к здоровому образу жизни. Да и спорт в Абхазии — дело затратное. Все спортивные секции платные, лишь летом удается заниматься плаванием. Но это, в свою очередь, чревато другими последствиями — возникают болезни органов дыхания.
— Меня впечатлило другое — дети очень ухоженные, воспитанные, вежливые, — рассказывает Г. Шагина. — Все ходят строго в школьной форме, девочки непременно в юбках. Уважение к взрослым сквозит во всем, а если в очереди ждет мама с ребенком или беременная женщина, то их пропустят безоговорочно. При всех сложностях жизни абхазы не утеряли самого главного — уважения друг к другу.
За месяц — 6434 пациента
Помощь россиян жители Гагр восприняли воодушевленно, и чуть ли не все 240-тысячное население города ринулось на прием к приезжим специалистам. Тем не менее за месяц отряду удалось осмотреть 6434 человека, хотя в целом было охвачено всего 10% населения, и это учитывая двухмесячную работу врачей в республике. Аббревиатуру ФМБА население расшифровывало по-своему — «федеральная медицинская бесплатная акция», а руководителя агентства Уйбу считали своим, уж очень созвучна его фамилия с местной Айба.
Картина заболеваний местного населения мало чем отличается от среднестатистической — в Абхазии преобладают заболевания костно-мышечной системы — радикулиты, артрозы, затем идут болезни системы кровообращения, пищеварения, дыхания и нервной. А вот причины такой ситуации скрываются в низком уровне жизни. Республика переживает не лучшие времена. Население имеет два гражданства — российское и абхазское. Во многом благодаря этому и удается худо-бедно существовать. Например, пенсия в Абхазии составляет 500 рублей (там нет собственной валюты, в ходу российский рубль) и если бы не дополнительная доплата пенсионерам со стороны России (так называемые «путинские») в размере 4500 рублей, то народ нищенствовал бы.
Внешний облик Гагр оставляет желать лучшего — после войны в 1992 году осталось много разрушенных домов, все находится в запустении. Улицы ночью не освещаются, и даже смельчаки не рискуют выйти из дома после наступления темноты. У каждого мужчины непременно имеется оружие, и выстрелы там никого не удивляют. Это объяснимо, так как с запада Абхазию «обхаживает» Грузия. На той стороне ведется реконструкция границы, а грузинская сторона помогает местному населению медикаментами и продуктами. Медики, которые работали в тех районах, рассказали, что их перевозили на бронетранспортерах.
— Создается гнетущее впечатление, — поделился А.Кислый. — До сих пор видны следы от бомбежек, и никто не собирается ничего менять. Местом отдыха Абхазию я бы не выбрал, хотя море там замечательное. Местное население в большинстве не работает, и даже для привлечения туристов абхазы не делают ничего. Поэтому там процветает наркомания, данные просто впечатлили. Если кто-то уезжает, то квартира точно будет разгромлена, в лучшем случае ее займут. Промышленности в республике нет, остались лишь запущенные чайные плантации. Правда, турки добывают на территории каменный уголь, но они отправляют его в Турцию для своих нужд.
«Ащаха!»
Анестезиологу-реаниматологу Андрею Юрьевичу Токареву, по его словам, посчастливилось увидеть всю Абхазию. Правда, по специальности он работал немного, помогал коллегам оформлять больных, за что его между собой и прозвали анестезиолог-регистратор. Сначала его зачислили в отряд, который работал в Гаграх, затем перекинули в Сухум, а это разные концы республики. Во время своего путешествия он увидел в полной мере быт и жизнь абхазов. А вот с местным население он пообщался вволю в регистратуре.
— Интересно было наблюдать за поведением этих людей. Мужчины в очереди не стоят, чаще всего только женщины. Причем каждый старается попасть к регистратору сию же минуту, поэтому тебя окружают со всех сторон и практически не дают работать. Впоследствии мы даже столы ставили так, чтобы к нам не смогли подходить сбоку и сзади. Абхазы не признают порядка и тишины, поэтому единственное слово, которое я выучил по-абхазски, было «Тихо!» — «АЩАХА!» Это действовало минут пять. Второй способ привести людей к спокойствию: я прекращал работать и молча сидел. Хватало этого еще на пять минут. Ну и третий вариант давал еще одну пятиминутную фору — особо говорливых просил пройти по очереди еще раз. Хотя и приходилось прибегать к подобным методам, но они были малоэффективными.
К концу рабочего дня Андрей Юрьевич с коллегами уставали неимоверно — спасало лишь купание в море. Благо оно было в пятидесяти метрах от пансионата, в котором жили саровчане. Это единственный досуг, который они могли себе позволить.
Сегодня, вспоминая этот сложный месяц, специалисты КБ № 50 довольны — они смогли помочь тысячам людей, которые в этом действительно нуждаются.
Гульнара УРУСОВА, фото Андрея ТОКАРЕВА






lirik