Добрый ангел по имени Ира
Для кого-то она Ирина Павловна Голубовская — гранд-дама, авторитет, но более чем для шести тысяч мальчишек и девчонок, прошедших через ее отряды в «Лесной поляне», она навсегда останется нежно любимой Ирой.
Однажды в пионерлагере «Салют» на торжественной линейке она пообещала, что обязательно вернется в детский лагерь вожатым, воспитателем. И этой клятве верна до сих пор.
«Не важно, какой ты внешне…»
Впервые ребята из Темниковского детдома приехали на отдых в «Лесную поляну» в 1995 году и сразу попали в отряд Ирины Голубовской. Им тогда было всего-то по семь-восемь лет, и эти малыши с рождения знали, что они не такие, как все. Но страха, что не справится с ними, у воспитателя не было, потому что для нее не важна внешность человека, важно, какой он внутри.
— Я объяснила детям в отряде, что такое сочувствие, и приняли они гостей очень хорошо. Общий язык быстро нашли, — вспоминает Ирина Павловна. — Детдомовцы сначала дикие были, а потом…
Три смены пролетели как один день. Один из темниковских мальчишек так не хотел уезжать, что залез под кровать, и целый час воспитатели уговаривали его вылезти. В середине девяностых детдомовских детей практически не отпускали в город. А «Лесная поляна» стала для них глотком свободы, свобод человеческого общения, они увидели других людей, а главное — на всю жизнь нашли подругу Иру.
«И слезы на глазах…»
К детям быстро привыкаешь. Ирина никогда не забудет их глаза в день отъезда из лагеря — полные слез, с немой мольбой: «Не забывай. Приезжай».
— Я им пообещала, что обязательно приеду. И в сентябре уже поехала в первый раз с сотрудниками 16 отделения. Потом стали каждый месяц ездить. И вот они выросли, стали самостоятельными, они мне начали такие признания делать… Когда с днем рождения поздравляют, пишут «Дорогая мама…».
А в «Одноклассниках» сообщают Ире о радостях и горестях, советуются. Потому что она для них родная.
Одна из ее «первых» девочек с семи лет мечтала найти родную мать. Она все время спрашивала: «Стоит ли?» Ирина отвечала: «Если они тебя не ищут, значит, такая судьба». Когда девушку выпускали из детского дома, отдали личное дело, в котором написаны все данные о родных. Начались поиски, и однажды в социальных сетях она нашла женщину-однофамилицу. Попросила Ирину Павловну посмотреть, похожи ли они. Оказалось, как две капли.
— Мама начала звонить ей каждый день, рыдать в трубку. Она была уверена, что девочка умерла. И у девушки началась депрессия — она не знает, как из этой ситуации выгребать, — переживает Ирина Павловна. — Она привыкла сама за себя решать вопросы. Папа нашелся, тоже начал звонить. Девочка плакала. Ночами сидела, писала мне. Решила съездить к ним в Екатеринбург. Вот теперь жду ее звонка…
«Я отвечаю за них…»
Поездки в Темниковский детский дом давняя традиция сотрудников 16 отделения, и Ирине Павловне отведена особая роль — лекарь детских душ. Прирожденный психолог, мама по призванию ей удается самое сложное — она заставляет детей верить в себя, свои силы, свое будущее.
Один из больнейших вопросов для ребят из детдома: «Почему их предали?» Она разговаривала с ними, объясняла, что жизнь так устроена. И искренне верила и верит, что многим, кто оказался в Темниковском детдоме, повезло. Повезло вырасти свободными людьми. Свободными от скандалов, пьянок, сумасшедших родственников.
Дима Манаев, один из темниковских «первооткрывателей» «Лесной поляны», как раз был из такой сложной семьи. Детство было тяжелое — родители-алкоголики, и бабушка, желая избавить ребенка от мучений, бросила его под трактор. Мальчишка выжил, но остался инвалидом. И в 14 лет, когда понял, что не может нравиться девчонкам, ему расхотелось жить…
Ирина Павловна тогда дала ему, пожалуй, самый главный совет в его жизни: «Дима, ты можешь заниматься спортом. Надери ты их всех!"
И он «надрал» — стал первым в лагере по подтягиванию. Подтягивался, кстати, с тяжеленным протезом, потому что нашлись «доброхоты» из старших отрядов, заявившие: «Он лучший, потому что самый легкий». Сегодня Дмитрий Манаев — член параолимпийской сборной России, он активно осваивает лыжи. У него прекрасная жена, ребенок вот-вот должен родиться. А что было бы с парнем, если бы он не встретил Иру, если бы она не поверила в него?
«Я такая же, как вы…»
Они все ее дети. И она всегда говорит им: «Я такая же, как вы. Просто стою на одну ступеньку повыше».
На днях ее дочка, тоже воспитатель «Лесной поляны» (династия продолжается!), приехала домой на выходной и сразу передала маме пожелание:
— Тебя весь молодняк (молодые воспитатели) ждет! Когда уже приедешь?
Как им объяснить, что она не может приезжать туда как гость, основная работа не позволяет. Только зимой удается вырваться на смену. Эх, будь её воля навсегда бы там жить осталась, прямо как тот самый Толя, который протестуя, залез под кровать.
И дети это чувствуют. Этой зимой они провели конкурс среди воспитателей и в самой светлой номинации «Ангел-хранитель» они выбрали… свою Иру.
— Это мой cамый ценный приз за всю жизнь, — тихо сказала Ирина Павловна и достала с самой верхней полки стеллажа сделанный детскими руками бесхитростный картонный синий треугольник с белым бантом.
Лето незаметно пронесется, осень промчится в один миг, а зимой по традиции ангел по имени Ирина помчится в родную «Лесную поляну», к своим детям. Чтобы снова услышать: «Дорогая Ирина Павловна, тетя Ира, а потом и залихватское Ира-а-а!»
Любовь КЯШКИНА, фото Евгения Филатова






kabanchik