Директор финансов
21 октября исполняется 60 лет финансовому директору РФЯЦ-ВНИИЭФ
Геннадий Алексеевич — человек не публичный и лишний раз светится не любит. Он просто делает свою работу, без которой существование ядерного центра невозможно.
То, что он отвечает за деятельность финансово-экономического блока Института, знают все. А вот какой это человек — немногие. В этой публикации мы постараемся ответить на этот вопрос.
Вот моя деревня
Родился Гена в небольшом районном поселке Баз-Сызган Ульяновской области. Родители были простые люди — папа Алексей Михайлович прошел войну, затем еще четыре года служил пограничником-моряком, а вернувшись домой, всю жизнь работал токарем на фабрике. Мама Мария Васильевна была торговым работником — заведовала магазинами и долгое время — книжным. Это позволило собрать небольшую, но хорошую библиотеку, которой постоянно пользовались старшая дочь и сын. У каждого из детей были обязанности по ведению домашнего хозяйства — ухаживать за скотом и птицей, косить сено… Старшая сестра была круглой отличницей и окончила школу с золотой медалью. А вот сын не всегда учился отлично, был и троечником, но потом разогнался и получил-таки серебряную медаль. Советы классного руководителя — учительницы физики — и отца, который всю жизнь любил море и корабли, привели выпускника в 1969 году на кораблестроительный факультет Горьковского политеха. Знания сельской школы оказались крепкими — с первого до последнего курса Геннадий был отличником, а со второго курса — и получателем Ждановской стипендии, которой с лихвой хватало на безбедную студенческую жизнь и помощь родителям.
Ленин, партия, комсомол
Студента-отличника на третьем курсе назначили председателем учебно-воспитательной комиссии, а зам. декана вовлек в научную работу. Геннадий сделал одно изобретение, доложил на научно-практической конференции и получить медаль, о чем в газете «Правда» даже вышла статья. Заниматься наукой понравилось, и он стал участвовать в научно-исследовательской работе студентов. Тогдашний секретарь комитета комсомола института В. Кириенко (до прошлого года — ректор политеха) предложил вести НИРС и стал потихоньку нагружать общественной работой. На четвертом курсе Геннадия как отличника приняли в КПСС.
Тогда же произошло и еще одно важное событие — Карташов встретил свою будущую и единственную супругу. Старшая сестра Татьяны училась с Геной в одной группе и попросила его помочь с учебой. Вот тогда молодой человек и заприметил младшую, да еще та переиграла его в шашки. Умная девушка вскоре стала его женой, хотя мама Гены была против — боялась, что сын бросит институт. Ректор в порядке исключения разрешил молодой паре жить в общежитии в отдельной комнате.
Блестяще защитив диплом и получив за него первую премию, был оставлен руководством института как перспективный выпускник на кафедре писать кандидатскую диссертацию и преподавать. Летом Геннадий попал на БАМ во главе горьковского стройотряда. В 1975 году родился первенец — сын Алеша, и молодая семья ушла на съемную квартиру. Геннадия избрали секретарем комсомола института, научную работу пришлось забросить, да и семья видела отца не слишком часто. Через два года вопрос о прекращении своих полномочий пришлось поставить ребром, но Геннадия вызвали в райком партии и сказали, что его собираются выдвинуть на первого секретаря райкома комсомола. Доводы о заброшенной диссертации эффекта не дали, но когда в райкоме намекнули, что помогут решить квартирный вопрос, пришлось согласиться. Под начало новоиспеченного секретаря поступило 76 освобожденных работников и армия из 52 тысяч комсомольцев. Стройотряды, движение «Комсомол — детям», строительство детских площадок… В общем, работы непочатый край. Анализировать недостатки было просто некогда. Но принципиальность Геннадий сохранял всегда. Однажды на бюро райкома из-за незнания элементарных вещей не принял в комсомол сына председателя облисполкома, даже несмотря на угрозы секретаря обкома. Такая храбрость, видимо, и спасала. Гонений не было, правда, из списков награждаемых фамилия Карташова часто вычеркивалась. А вот из делегатов XVIII съезда ВЛКСМ вычеркнуть не удалось — слишком сильная была в районе комсомольская организация. Со съезда приехал, абсолютно уверенный в правоте коммунистической идеологии.
Прошло два года, и Геннадия избирают вторым секретарем горкома комсомола. Работать пришлось под началом представителя рабочего класса. И вот тут потихоньку начала спадать розовая пелена. Первый секретарь говорил то, что далеко от истины, да еще и речи ему надо было писать. Партийные функционеры делали вид, что все нормально, и тогда через год Карташов вернулся в свой родной райком, только не комсомола, а партии, заведующим орготделом. К тому времени родилась дочка Любаша. С полгода работал взахлеб, вник в организацию труда, понял, что не все научно. Обложился литературой по теме оргпроектирования, перестроил многие подходы в организации работы. Да еще успевал исполнять депутатские обязанности в течение четырех созывов.
И тут произошла судьбоносная встреча 30-летнего партийного работника с профессором, доктором экономических наук, завкафедрой экономики в политехе, который предложил восстановиться в аспирантуре родного института, но заняться совершенно другой наукой — экономикой. И у Николая Ивановича Третникова, не привлекая к себе внимания, в течение трех лет Геннадий писал диссертацию, не уходя с партийной работы. Это был титанический труд — работать приходилось по ночам. Дети (в 1981 году родился третий ребенок — сын Андрей) до сих пор вспоминают, как на двери комнаты, где работал папа, висел рисунок с перечеркнутой трубой — «Соблюдайте тишину!». Так Карташов овладел экономическим анализом, написал диссертацию, которая помогает ему до сегодняшнего дня. И тут кончился социализм, а с ним пришел конец СССР и КПСС…
Наступил внутренний надлом — отпало всякое желание заниматься партийной работой. Встал вопрос — как прокормить семью? А в сентябре раздался звонок из родного политеха с приглашением на кафедру экономики. Преподавать некому — все ушли в бизнес. Карташов решил: «Умру над учебниками, но курс осилю!» И осилил! Через три года, получив звание доцента, Геннадий Алексеевич в соавторстве со своими коллегами выпустил десять методических пособий, тем самым перекрыв весь учебный план новым материалом.
Таможня дает добро
В то время страна начала формировать таможенные органы. Структуры, которые занимались экономической безопасностью, отыскивали специалистов, которые не замарали свое достоинство бизнесом, коррупцией, приватизацией. Вышли на Карташова, тот поначалу отказывался — мол, внешнеэкономическую деятельность не знаю. Через месяц решил рискнуть — поехал в Москву в таможенный комитет. Два дня водили по всем инстанциям, беседовали, выясняли уровень знаний. А к тому времени, перелопатив кучу специальной литературы, Карташов уже мог разговаривать с ними на равных. Наконец попал в кабинет к председателю таможенного комитета, и тот издал приказ присвоить ему звание подполковника и назначить на должность заместителя начальника Поволжского таможенного управления по экономическим вопросам. К осени 1994-го Геннадий Алексеевич уже был полковником. Через два года указом президента получил звание государственного советника таможенной службы I ранга. Параллельно читал курс основ таможенного дела в Волжской академии водного транспорта. Ему открыли аспирантуру, была написана книга. Закрутилась активная жизнь — объехал пол-России, стал генерал-майором таможенной службы.
Через пять лет истек срок контракта. Встал вопрос перехода по службе. Были предложены Дальний Восток или Саратов. Выбор — Саратов. Область оказалась очень сложной — 500 км границы с Казахстаном, сложные отношения таможенников с губернатором, реки китайского ширпотреба, трафик наркотиков. Выезжая в соседние регионы, брал, как и положено, вооруженную охрану. Никогда не шел на компромисс с совестью, за что не раз получал угрозы в свой адрес. (Забегая вперед, скажу, что честность и профессионализм были отмечены руководством, которое наградило Карташова высшей ведомственной наградой, удостаиваются которой единицы, — знаком «Почетный таможенник РФ».) Пришлось применить все навыки дипломатии, удалось наладить отношения с властью, вузами, правоохранительными органами, культурой. Даже получил признание краеведов, когда под руководством Карташова была издана книга «Таможенное дело в Саратовском крае». В саратовском университете появилась кафедра таможенного дела. За годы преподавательской работы Геннадий Алексеевич подготовил восемь кандидатов наук.
Прошли очередные пять контрактных лет, руководство предложило перевод в Ростов на должность начальника ростовского филиала таможенной академии. И Карташов принял предложение — служба нравилась. Но еще один переезд по просторам России для семьи был нежелателен. Поделившись своими мыслями с земляками-нижегородцами, Геннадий Алексеевич получил предложение, в очередной раз круто изменившее его жизнь.
Ядерная «гражданка»
Тогдашний директор НИИИС им. Седакова В.Костюков в июле 2003 года предложил Карташову возглавить направление финансовой работы предприятия. И пять лет Геннадий Алексеевич, по его образному выражению, работал «как раб на галере»: сконцентрировал все что умел и знал в области управления, организации труда. Через год удалось создать современную устойчивую финансовую систему предприятия. В 2003 году побывал в Сарове, но никогда не представлял, что выпадет миссия воспринять такого гиганта, столкнуться с выдающимися личностями, о каждом из которых можно написать книгу.
А миссия-то и выпала — в январе 2008 года, когда Костюкову было предложено возглавить РФЯЦ-ВНИИЭФ, Валентин Ефимович пригласил с собой Карташова. Первые сто дней директорства
На плечах финансового директора сегодня лежат не только его прямые обязанности финансового администрирования, но и работа финансового комитета, председателя аттестационной комиссии руководящего состава финансово-экономического блока Института, постоянно действующего семинара, Государственной аттестационной комиссии по специальности «Финансы и кредит» в СарФТИ. С 2009 года в Институте вышло шесть номеров журнала «Финансовый комитет», ответственным редактором которого является Г. Карташов, седьмой выпуск готовится к печати.
Профессор Карташов — автор учебного пособия (четыре выпуска), двух книг, имеет более 160 научных и учебно-методических трудов. А еще он — автор нескольких сборников стихов. Скоро выйдет новая его книга. Геннадий Алексеевич любезно разрешил напечатать одно из пока неопубликованных стихотворений:
Еще не древние:
Юность в памяти храним.
На все вокруг происходящее
Сквозь призму опыта глядим.
Да, быстротечно жизни время:
Одно мгновенье — разве срок.
Вот ты попал ногою в стремя,
Постигнув жизненный урок.
Вот ты — в пути,
а вот погоня…
Вот ты в бою:
храни коня!
Добро
добром встречают люди —
Вот,
что понятно для меня.
Карташов страстно верит, что жизнь всех станет лучше. Как наивысшее достижение расценивает доверие и радуется успехам своих трех детей и трех внуков.
Алла Шадрина





Алексей Демидов
Цитата:"Геннадий Алексеевич - человек не публичный и лишний раз светится не любит. Он просто делает свою работу, без которой существование ядерного центра невозможно".
Без этой "работы" ЯДЕРНЫЙ ЦЕНТР существовал ранее и БУДЕТ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ, КОГДА этого "манагера" у нас в Сарове не будет...
Весь РФЯЦ не перестает смеяться над стишками:
"Крестьянский сын, воспитанник завода и волею судеб интеллигент..."
Алла! "Беда стране, где раб и льстец одни приближены к престолу..."
Перечитайте Пушкина...