Практик чистой воды
Жизненное кредо начальника группы отдела координации и анализа разработок (ОКАР) изделий неядерных вооружений Алексея Самсонова «Быть в нужном месте в нужное время». Благодаря этому принципу он добился в жизни многого, в том числе нашел любимую работу в РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Алексей пришел в ядерный центр десять лет назад и сразу оказался в ОКАР. Подразделение объединяет огромное количество людей на заводах и конструкторских бюро Института. Сегодня здесь, как и в других структурах ВНИИЭФ, приоритет отдается молодым сотрудникам с профильным образованием. Алексей в этом плане немного отличается от своих коллег, потому что никогда не мечтал работать на градообразующем предприятии, хотя и вырос в семье сотрудника Института. Выпускник школы № 5 с гуманитарным уклоном готовился к поступлению на филологический факультет ННГУ им. Лобачевского. В старших классах штудировал классику, изучал особенности русского языка. В общем, планировал стать профессиональным филологом, причем даже допустить не мог иного поворота.
Однако судьба порой делает неожиданные пируэты. Так случилось и с Алексеем — он поздно сдал документы на поступление и, соответственно, опоздал. В одночасье все надежды и мечты рухнули, но на помощь пришел старший брат. Он к тому времени был студентом Волжской государственной академии водного транспорта, предложил и Алексею попытать счастья в этом вузе. Так несостоявшийся филолог стал постигать азы новой профессии «Управленец». Студенческие будни летели быстро, в перспективе выпускников ждала работа в Волжском пароходстве. Однако Алексею и здесь «не повезло» — вместо управления портами он оказался во ВНИИЭФ. Казалось бы, совершенно разные направления, профиль. Но на мой провокационный вопрос Алексей заученно отвечает: «А что заканчивал нынешний генеральный директор ГК «Росатом» С. Кириенко? Вот именно, Волжскую академию водного транспорта по специальности «Управленец».
Вопросы отпадают сами собой. Да и как же иначе, в атомной отрасли Алексей давно уже не новичок, за плечами огромный опыт. А год назад его специальность как нельзя лучше подошла для новой должности — начальник группы. Правда, по словам Самсонова, на практике все оказалось иначе и теоретические знания, приобретенные в вузе, приходится использовать обдуманно. Например, никогда не ставить себя выше подчиненных, не показывать своего преимущества и ни в коем случае не давить на работников. Кроме того, нельзя принимать решения единолично, а всегда прислушиваться к коллективу — в споре рождается истина.
— Какой я руководитель могут сказать лишь мои ребята, но к каждому стараюсь найти собственный подход. Учить — дело не благородное, поэтому даю волю творчеству и полностью опираюсь на их профессионализм. Признаюсь, эту черту тщательно проверяю. Новичкам «подстраиваю» всякие сложности и наблюдаю, кто как с ними справится. Это банальная проверка многое может сказать о сотруднике. Кстати, если у ребят что-то не получается, я сам охотно помогаю, подсказываю. Кроме того, у нас есть договоренность, если кто-то не справляется с поставленной задачей, он должен вовремя поставить меня в известность. Ведь могут быть объективные причины, по которым срывается задание. Тем не менее, это не должно влиять на конечный результат — работа должна быть выполнена качественно и в срок.
Этому нехитрому организаторскому приему, а также многому другому Алексея научили его наставники Михаил Иванович Елюхин, Мария Юрьевна Ширнина, Владимир Александрович Гущин, Владимир Александрович Селиванов. Именно Михаил Иванович Елюхин и Мария Юрьевна Ширнина когда-то поверили в выпускника с амбициозной специальностью, взяли его в свою группу и помогли освоиться.
— Не знаю, почему именно меня они вычленили из всего потока молодых людей, которые пришли трудоустраиваться в отделение. Я им за это очень благодарен. Они буквально за руку водили меня за собой, знакомили со спецификой. Конечно, приходилось и теорию листать ночами, а потом полученную информацию применять на практике. Бывало, от многочасового чтения технической литературы уходил с работы с красными глазами, но это мелочи по сравнению с полученным удовольствием от своей работы. К счастью, с проектной документацией особых проблем не возникало — составлять и считывать чертежи нас в совершенстве научили в академии.
Сейчас Алексей с уверенностью размышляет о том, что во всяком деле нужны заинтересованность и огромный труд. И немного фортуны. Не будь ее, может быть, во ВНИИЭФ не было бы инженера Алексея Самсонова. Он знает, что многие его одноклассники поступили на филфак и все-таки пошли по гуманитарной стезе, а однокурсники после акционирования Волжского пароходства давно перебрались за границу и работают там по специальности. За них испытывает радость, за себя — гордость.
— Я практик чистой воды, но понял это, только придя в ядерный центр. А так как наука и производство всегда рядом, то немного еще и ученый. Во ВНИИЭФ я сумел самореализоваться, нашел себя и сегодня у меня тот же интерес и азарт к работе, как и десять лет назад.
Интересы мужа к деятельности ВНИИЭФ разделяет и супруга Ирина, которая работает в ИЯРФ. Самсоновы воспитывают двух дочерей Катю и Дашу, которые, видя увлеченность родителей своим делом, уже формируют свои жизненные приоритеты. А пока все вместе строят собственный дом в Балыкове, выращивают овощи и фрукты — папа, заядлый кулинар, найдет, куда их применить. Увлечение родилось в школе, когда Алексея вместе с товарищами зачислили не в группу будущих водителей, а поваров. Тогда школьники на это обиделись, но оказалось, зря. Потом своими кулинарными шедеврами Алексей удивлял всех девушек в студенческом общежитии, сейчас его главные дегустаторы — жена и дочери. Алексей считает себя экспериментатором, потому что почти не повторяется. Однако домочадцы и гости всегда по достоинству оценят фирменное блюдо — жареную картошку с луком и карри, которое на студенческой кухне подсмотрел у индусов.
— От жизни нужно брать максимально, кто знает, может быть, когда-то и президентом стану (шутит). Мне кажется, в любом деле есть место случаю. Я прямое тому доказательство.
Гульнара УРУСОВА





САНЫЧ
Может только тот, кто знает - что может!