Требования постоянно ужесточаются
28 апреля в России отмечается Всемирный день охраны труда. Празднику всего восемь лет, но касается он каждого. По данным Международной организации труда, ежедневно в мире на рабочем месте погибает 5−6 тысяч человек, и каждый год эта цифра увеличивается на 10 процентов. Накануне праздника мы встретились с заместителем начальника отдела охраны труда и техники безопасности РФЯЦ-ВНИИЭФ В.Вакуленко.
— Виктор Тимофеевич, какие основные нарушения норм трудового законодательства чаще всего случаются на производстве?
— Каких-то серьезных нарушений, которые бы потребовали приостановки предприятия, государственные надзорные органы никогда не выявляли. Чаще всего делаются замечания, если работник своевременно не проходит аттестационные испытания. Существует график, в соответствии с которым руководящие работники, проходят аттестацию раз в три года, а исполнители — рабочие и служащие, которые выполняют работы повышенной опасности (а таких в Институте процентов 80) — ежегодно.
— Бывает, что сотрудник ВНИИЭФ не проходит аттестацию?
— Если сотрудник не проходит проверку знаний с первого раза, ему дается месяц для подготовки к повторной переаттестации. Если же он «заваливает» экзамен вторично, его могут перевести на другую работу или отстранить, вплоть до увольнения. Но на моей памяти таких случаев не было.
— Сейчас за производственную безопасность ядерного центра отвечают примерно 90 специалистов вашей службы. Отразилась ли на работе вашего подразделения реструктуризация предприятия?
— Когда началась перестройка, на многих предприятиях служба охраны труда была фактически уничтожена, от нее пытались избавиться в первую очередь. Во ВНИИЭФ же отдел охраны труда и техники безопасности не только удалось сохранить, но и расширить. Необходимость такого структурного подразделения была доказана жизнью: в 1946 году было создано КБ-11, а через три года — служба охраны труда, так что нам уже более 60 лет. Сейчас наши специалисты приравниваются к основным производственным единицам. Большого сокращения штатов мы не ожидаем, потому что требования к работе предприятия постоянно ужесточаются. В то же время надзорные органы сейчас ограничены частотой проверок. Например, инспекция по пожарному надзору может официально прийти с проверкой на предприятие раз в два года. Поэтому многие функции легли на службу охраны труда. То же касается и выполнения норм по ГО и ЧС, экологических и иных требований. Так что объем работы только увеличивается. На службу охраны труда возлагается не только контроль, но и организация работы — разработка и выпуск методической и локальной нормативной документации. Мы занимаемся вопросами переобучения, аттестации сотрудников, производственным контролем
— Могут ли сотрудники ядерного центра получить у ваших специалистов консультацию по вопросам увольнения и причитающихся выплат?
— У нас под сокращение, в основном, попадают сотрудники пенсионного возраста, им полагаются денежные компенсации и социальные выплаты. Поэтому обращения, конечно, случаются, но не так часто, как на других предприятиях. В Институте работает специальная комиссия по льготам и компенсациям с участием начальника отдела ОТ и ТБ, и чаще всего жалобы направляют туда или в юридический отдел.
— Если на производстве случается несчастный случай, вы беретесь за расследование?
— Согласно Трудовому кодексу, легкие несчастные случаи на производстве, групповые случаи травматизма с легким исходом и профзаболевания расследуются на предприятии. Случаи группового травматизма с тяжелым или смертельным исходом расследуются комиссией под председательством государственной федеральной инспекции труда. На моей памяти во ВНИИЭФ был всего один случай гибели человека от большой дозы облучения. Статистика свидетельствует, что в год в Институте происходит один случай тяжелого травматизма, остальные — легкой степени тяжести. Причины несчастных случаев по вине работодателя составляет процентов тридцать. Остальное — это травмы, произошедшие по вине самих рабочих.
— Какие выплаты полагаются сотруднику в случае травмы на производстве?
— Все сотрудники Института застрахованы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Денежная компенсация (кроме компенсации за моральный вред) полагается при любой травме на производстве. Однако если будет доказано, что травма произошла по вине работодателя, пострадавший, помимо выплат по социальному страхованию имеет право на возмещение морального вреда, размер которого устанавливает суд. Всеми делами по социальным выплатам профбольным занимается фонд социального страхования.
— Виктор Тимофеевич, государственная политика по охране труда как-то изменяется со временем?
— Да, повышаются требования к работодателю в части создания безопасных условия труда на производстве. И это, на мой взгляд, оправданно. Работодатель не должен допускать до работы подчиненного, не прошедшего медосмотр, он должен обеспечить работника спецодеждой, провести аттестацию рабочих мест и так далее. Теперь все эти требования закреплены в Трудовом кодексе, и работодатель отвечает за их исполнение по закону.
От имени руководства ООТ и ТБ поздравляем всех сотрудников службы охраны труда с профессиональным праздником.
Ольга Головнева, фото автора





Горожанин