25 ноября главному конструктору РФЯЦ-ВНИИЭФ (1991−2001 гг.), члену-корреспонденту Российской академии ракетных и артиллерийских наук, лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженному конструктору Российской Федерации Станиславу Николаевичу Воронину исполнилось бы 80 лет.
Он не дожил до своего 80-летнего юбилея немногим более года — 10 августа 2009 года его не стало. Однако и сегодня в памяти его соратников и многих знавших его людей он остается ярким и незаурядным человеком, всегда открытым к общению.
Его биография могла бы уложиться в несколько строк: школа, учеба в институте, более чем полувековая работа на одном и том же предприятии в одном и том же подразделении — КБ-1. Однако за этими скупыми строчками — интереснейшая судьба с творческой, бурной жизнью, наполненной идеями, страстями и большими событиями.
С. Н. Воронин родился в старинном русском городе Ярославле в семье служащих. Отец погиб на фронте, и мать одна поднимала двоих сыновей, каждый из которых получил высшее образование. В 1948 году после окончания средней школы Станислав поступает в Ленинградский кораблестроительный институт на факультет морского оружия. Увлечение корабельной тематикой не отпускало его всю жизнь: им собрана большая коллекция макетов, книг и альбомов с описанием кораблей.
По окончании института в 1954 году С. Н. Воронин был направлен на работу в КБ-11, где прошел путь от инженера-конструктора отдела 16 до главного конструктора ядерных зарядов. Его становление как специалиста происходило в эпоху стремительного развития ядерных вооружений. Наставниками С. Н. Воронина были выдающиеся конструкторы, Герои Социалистического Труда В. Ф. Гречишников и Д. А. Фишман.
Станислав Николаевич участвовал в разработках ядерных зарядов баллистических ракет РВСН и сухопутных войск, крылатых ракет ВВС и ВМФ, торпедного оружия, комплексов ПВО.
Постановка и решение технических задач, в которых С. Н. Воронин принимал активнейшее участие, осуществлялись крупнейшими учеными отрасли и военно-промышленного комплекса. Их имена (И.В.Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н. Л. Духов, Е. А. Негин, С. П. Королев, М. К. Янгель, В. Ф. Уткин, А. Д. Надирадзе, В.Н.Челомей) вписаны золотыми строками в историю страны.
Характерными качествами Станислава Николаевича были целеустремленность, уникальная память, быстрота реакции, концентрированность внимания, техническая эрудиция. И демократичность. Но в критические моменты, когда надо было принимать неординарные решения, он, не боясь ответственности, проявлял твердость. Эти особенности характера отмечали в нем как во ВНИИЭФ, так и в организациях, с которыми проводились совместные работы. Именно за это его уважали, а любили за простоту общения независимо от табелей и рангов. И если в отрасли, на предприятиях военно-промышленного комплекса и в организациях Министерства обороны С. Н. Воронина знали как видного руководителя, конструктора и ученого, то для сотрудников КБ-1 он, независимо от занимаемых постов, оставался соратником и старшим товарищем.

Стремительным был служебный рост С. Н. Воронина. В 1959 году он уже начальник проектно-конструкторского отдела 16, а в 1968 г. в возрасте 38 лет становится начальником отделения и заместителем главного конструктора ВНИИЭФ. В тандеме с первым заместителем главного конструктора Д. А. Фишманом он становится одной из ключевых фигур в решении вопросов проектирования ядерных зарядов, их размещения в носителях, в постановке и проведении полигонных испытаний. Многоплановые работы включали также совместную наземную и летно-конструкторскую отработку зарядов в составе головных частей носителей.
Обширна география его бесчисленных командировок, в которых устанавливались контакты и решались вопросы со смежниками и заказчиками, — от крупных городов (Москва, Ленинград, Днепропетровск и т. д.) до отдаленных уголков страны (Байконур, Урал, Капустин Яр, Крым, Семипалатинск, Новая Земля…). Более двадцати раз С. Н. Воронин был руководителем полигонных экспедиций.
Станислав Николаевич, находясь еще в статусе молодого специалиста, был привлечен к решению главной задачи вооружения Советской Армии — разработке термоядерного заряда для головной части первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 — знаменитой «семерки». В период летно-конструкторской отработки ГЧ ракеты Р-7 С. Н. Воронин встречался на Байконуре с первым Главкомом РВСН маршалом Советского Союза М. И. Неделиным и сделал сообщение о ходе проводимых работ с вариантами термоядерного заряда. В целом его вклад в ядерное оснащение Р-7 был оценен присуждением ему в составе группы специалистов КБ-11 и КБ-25 Ленинской премии 1960 года. Ему было всего лишь 30 лет. В 1963 году за творческий вклад в создание термоядерного заряда для головной части ракеты Р-7 и разработку конструкций термоядерных зарядов 1958 и 1961−1962 гг. Станиславу Николаевичу присуждается ученая степень кандидата технических наук.
За выполнение ответственных правительственных заданий он также был удостоен высших наград Родины: ордена Ленина (1962 г.) и ордена Октябрьской Революции (1971 г.), звания лауреата Государственной премии СССР (1979 г.). Этими и рядом других наград был оценен вклад С. Н. Воронина в создание отечественного ядерного щита.
В 1991 году Станислав Николаевич Воронин стал третьим во ВНИИЭФ (после Ю. Б. Харитона и Е.А.Негина) главным конструктором ядерных зарядов, возглавив разработку ядерных и термоядерных зарядов для всех видов вооруженных сил страны.
При активном участии и под руководством С. Н. Воронина ядерное боевое оснащение получили 15 комплексов РВСН, ВМФ, ВВС и С. В. Некоторые и сегодня составляют основу ядерного арсенала России. При его личном участии, а в дальнейшем под его руководством во ВНИИЭФ создавалась комплексная система лабораторной отработки зарядов, передачи их в серийное производство, эксплуатации в войсках и порядка контрольных проверок и аттестации зарядов; созданы методы и современная экспериментальная база для лабораторной отработки спецзарядов на соответствие требованиям заказчика; получили развитие уникальные по своим масштабам работы по проведению ядерных испытаний зарядов при подземных взрывах; разработаны и внедрены методы исследования устойчивости ядерных зарядов к траекторным нагрузкам, включая воздействие поражающих факторов ядерного взрыва.
Как человек, занимающий принципиальную жизненную позицию, С. Н. Воронин принимал активное участие в общественной жизни: работал в составе бюро парткома ВНИИЭФ, горкоме КПСС, городском Совете народных депутатов. Везде он оставлял заметный след и благодарную память.
В последние годы активной работы его очень волновали вопросы воспитания новых поколений оружейников, и Станислав Николаевич много сил и внимания уделял проблеме подготовки многотомного труда, который должен был обобщить опыт зарядостроения. Такой своего рода свод учебно-методических пособий должен создать методологическую и информационную базу для обретения молодыми разработчиками ядерных зарядов высокой квалификации и профессиональной зрелости.
Трудом и талантом таких сынов Родины, как С. Н. Воронин, был создан ядерный щит — средство эффективного сдерживания внешней агрессии против России и ее союзников. И в этом смысле более чем полувековую деятельность ученого и конструктора-ядерщика Воронина можно определить как работу на дело мира в самом высоком значении этого понятия. Дело, которому служил всю свою жизнь Станислав Николаевич, по-прежнему имеет важнейший национальный и государственный приоритет.
Коллектив КБ-1 РФЯЦ-ВНИИЭФ
Николай Анохин
***
Всё решалось, пусть в спорах, прекрасно,
И итог был порой сверхсекретный.
Становилась конструкция ясной,
Несмотря на туман сигаретный...
***
Я мог бы гордиться, что Отдал
РОСАТОМу лучшие годы,
Но - больше отдАл обороне
Стас Николаич Воронин...