Догнать и перегнать Выксу?
Наш близкий сосед Выкса последние несколько лет уверенно лидирует по целому ряду экономических показателей, оставляя позади Саров, традиционно считающийся самым благополучным во всех отношениях городом области.
Рассмотреть поближе выксунские секреты саровской прессе предложил «Саровбизнесбанк», организовавший поездку. За один день журналисты успели встретиться с руководителями администрации Выксунского района, побывать на Выксунском металлургическом заводе, недавно открытом литейно-прокатном комплексе, в оздоровительном лагере «Лазурный», осмотреть вводимое в эксплуатацию социальное жилье для детей-сирот и переселенцев из ветхого фонда и даже (уже в глубокой темноте) побывать в печально известной Верхней Верее, у которой есть давнее местное название, оказавшееся пророческим, — Гибловка.
Всем миром
Глава администрации Выксунского района Константин Альбертович Каддо — выходец с ВМЗ, где он долгое время возглавлял инновационное направление — логистику. Местные журналисты говорят, что это человек жесткий и требовательный. На должность заступил буквально в мае этого года, а уже в июле-августе ему пришлось пройти настоящее крещение огнем.
— Вы знаете, что с лица земли были буквально стерты несколько населенных пунктов, погибли люди, — на встрече с саровскими журналистами Каддо сразу заговорил о самом больном. — До 1 ноября мы должны ввести в эксплуатацию новое жилье. Работы ведутся круглосуточно. Дома возводятся по каркасно-щитовой технологии, к ним будут подведены электричество, вода, канализация, газ. Квартиры будут меблированы и оснащены необходимой бытовой техникой. Будут восстановлены и надворные постройки. В Верхней Верее восстановят фельдшерско-акушерский пункт и построят новый детский сад на 50 мест.
Помощь погорельцам идет со всей страны. Это не только гуманитарные грузы с необходимыми предметами обихода и одеждой, но и крупные средства компаний и даже частных лиц.
Каддо убежден, что район быстро восстановится после пожаров и экономический рост продолжится.
Богат тот, кому хватает
Численность населения Выксунского района вполне сопоставима с Саровом — почти 90 тысяч человек, бюджет района — 1 млрд 200 млн рублей (у нас — почти 2 млрд на 2010 год).
С 2000 года район занимает лидирующее положение по объему промышленного производства в Нижегородской области. При этом средняя заработная плата в 2009 году составила 17813 рублей, в 2010-м будет 20242. Разумеется, благодарить за высокие показатели надо градообразующее предприятие — ВМЗ. На нем средняя заработная плата в прошлом году (без учета высшего звена) составила 23000 рублей. Муниципалы получают значительно меньше. Так что все, как у нас.
Но разница есть. И чтобы почувствовать ее, достаточно пройтись по улицам города. Дело даже не в благоустройстве тротуаров и не в фонтанах, не в клумбах необычных форм, а хотя бы в детских спортивных площадках, которые установлены практически в каждом дворе многоэтажных домов. Здесь — волейбольная, там — баскетбольная, тут — хоккейная коробка. В ближайшем будущем планируют возобновить соревнования между дворовыми командами, благо площадки не пустуют. Недавно, кстати, в Выксе открылся ФОК с бассейном. Развитие массового спорта и физкультуры не на словах, а на деле — это только один пункт, мимо которого никак не пройти. Поневоле вспомнишь пословицу: «Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает».
И если бы 4 млрд рублей, ежегодно отчисляемых ВМЗ в виде налогов в федеральный и областной бюджеты, оставить на выксунской земле, то вскоре можно ручкой вслед махать динамично развивающему району.
Наш вклад в «Северный поток»
Выксунский металлургический завод — не место для туристов. Но для саровской прессы сделали исключение. Правда, предупредили надеть обувь без каблука, выдали спецодежду и каски и категорически запретили фотографировать.
Территория завода — огромная. Несколько минут едем на нашем автобусе к трубопрокатному цеху — гордости ВМЗ. Здесь выпускаются трубы для нефте- и газопроводов. Образцы лежат вдоль стены цеха. Белой краской нанесены габариты и предназначение: «Проект «Сахалин-1», «Проект «Сахалин-2»… Эта продукция предназначена для транснациональных проектов по освоению природных ресурсов сахалинского шельфа.
Но самое крупное достижение ВМЗ, входящего в состав Объединной металлургической компании, — заказ на поставку труб большого диаметра для крупнейших национальных трубопроводных проектов — Северо-Европейского газопровода «Nord Stream» («Северный поток»), который пройдет по дну Балтийского моря, и нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан. ОМК (следовательно, и ВМЗ) — единственная российская компания, которая выиграла тендер на поставку труб.
По цеху нас ведет молодой инженер, нижегородец Александр. Уехал из родного города на перспективную работу. К Выксе привык, на скуку не жалуется. Зарплата вполне устраивает, жильем обеспечен, народ работает дружный, много молодежи.
В цехе, кстати, рабочих почти не видно. В 2005 году ВМЗ полностью переоснастили, поставили современнейшее оборудование итальянской фирмы, так что все операции автоматизированы. Нам показывают, как из стального листа делают одношовную трубу диаметром 1420 мм. Такие трубы предназначены для магистральных газопроводов. На строительство этой линии проектной мощностью 450−500 тысяч тонн в год было потрачено примерно 170 млн долларов.
— А как у вас с экологической безопасностью? — любопытствуем мы. — А профессиональные заболевания есть?
— С экологией все в порядке, — убеждает нас Александр. — При реконструкции завода поставили современную систему фильтров, всё соответствует европейским стандартам. Профессиональные заболевания — дыхательные пути и слух. Работаем в берушах, но все равно за смену устаешь от шума. У предприятия есть отличный санаторий, хорошее медицинское обслуживание. Другим такое и не снилось.
Заглядываем заодно в другой цех, где на трубы, предназначенные для использования в конструкциях скважин нефтегазовых месторождений на морском шельфе, наносят эпоксидное антикоррозийное покрытие. Технологию освоили буквально пару лет назад, и теперь трубы служат не менее пятидесяти лет.
— Работаем в три смены, — рассказывает Александр. — Кризис пережили, сейчас хорошие перспективы.
— А текучка кадров?
— Да вы что! Если попал на ВМЗ, значит, кусок хлеба с маслом гарантирован. Так что люди за свои места держатся.
Здесь будет город-сад?
В темпах жилищного строительства Выкса значительно уступает нашему городу. Но и здесь у них есть повод для гордости — нашу делегацию везут на недавно введенный в эксплуатацию дом для выпускников детских домов и переселенцев из ветхого фонда. Квартиры здесь, в основном, однокомнатные и двухкомнатные. Есть две «трешки» по 94 кв.м. Отделка полная. Хорошие обои. Неплохой линолеум. В одной из квартир нас встречает бабушка, лет сорок прожившая в деревянном бараке с удобствами на улице и дровяным отоплением.
— Живу третий месяц и все не нарадуюсь, — бабушка всплескивает руками. — Все сделано надежно, удобно.
Представители строительной компании рассказывают о технологиях, оборотах и темпах. В этом социальном доме, к примеру, установлен автоматический газовый котел. Жильцы каждой квартиры выставляют свою температуру, и если становится холоднее хотя бы на градус, котел запускается. Так что ни зимой, ни летом, ни в межсезонье здесь никто не мерзнет. А газовое отопление еще и обходится дешевле.
Уже в кромешной тьме наш автобус прибывает в Верхнюю Верею. Здесь действительно идет круглосуточное строительство. Часть домов уже практически готова — идут отделочные работы. Пыльно. Шумно. На стройку брошены не только нижегородские силы. В одном из домов работает, к примеру, бригада омских строителей.
Жаль, что в этой ночной круговерти невозможно рассмотреть уцелевшие дома, владельцы которых, говорят выксунские журналисты, кусают себе локти. Им-то подключаться к газу, воду и канализации придется за собственный счет.
— Не было счастья, да несчастье помогло? — спрашиваем мы Ирину Константиновну. Она возглавляет местное отделение «СББ» и повсюду сопровождает нас.
— Да все это было бы, но попозже, — не соглашается она. — Газификация Выксунского района уже пару лет идет полным ходом. Верхняя Верея находится на отшибе, это теперь она у всей страны на слуху. А вот неподалеку есть Барковка, там стояли хорошие дома. Но про Барковку никто ничего не знает…
Ирина Константиновна, которая живет в пригороде Выксы, с ужасом вспоминает, как огонь надвигался на ее дом. Кто-то из жителей эвакуировался. А она сложила в машину самое необходимое и надеялась, что успеет уехать. Родной дом бросать было жалко. И огонь сжалился — прошел стороной.
— Кому это «счастье» нужно? — пожимает плечами Ирина Константиновна. — Одно дело, когда дом построен своими руками, бревенчатый или кирпичный, где каждую трещинку знаешь и где будут жить твои дети и внуки. И совсем другое — вот такой. Да, он новый. Но кто вернет тебе родных и близких?..
Расстаемся с нашей гостеприимной выксунской хозяйкой здесь же, в Верхней Верее. Обещаем непременно заезжать в гости. А «СББ» планирует по весне отправить саровских журналистов в Семенов — столицу хохломы. Говорят, что отделениям банка мы приносим удачу…
Елена ТРУСОВА, фото автора






Николай Анохин
По возрасту, силам, бюджету и проч.
Вставь, эСБэБэ, ей брильянтики в ушки -
Глядишь, "Новограду" подарит и ночь...
:-)