Подвиг радиста
Николай Федорович Мулюкин не понаслышке знаком с тяготами военной жизни — его призвали на фронт 4 апреля 1943 года. Воевать он начал в составе особого батальона связи на Белорусском фронте, а позже — в 995-м отдельном батальоне связи 920-го стрелкового корпуса в составе четвертого Украинского фронта. Именно здесь будучи радистом он совершил подвиг, за что был награжден орденом Красной Звезды.
В 1940 году Коля Мулюкин мальчишкой уехал из своего родного села Пузо Дивеевского района в ремесленное училище Выксы. После получения специальности токаря-универсала попал на местный завод.
Николаю было 18 лет, когда его призвали в ряды Советской Армии. В 1943 году в Горьком он окончил школу военных радиоспециалистов, после чего его направили на первый Белорусский фронт. В его составе ефрейтор Мулюкин освобождал Закарпатскую Украину и Венгрию.
В конце 1944 года войска четвертого Украинского фронта освободили Ужгород. Передовые танковые отряды и моторизованные части фронта ушли вперед. В Ужгород подтягивались войска первого эшелона. По горной дороге, зажатой с одной стороны горами, с другой — крутыми склонами и оврагами, шли наши подразделения. Передвижная радиостанция, которую отправил офицер батальона с шофером и старшим радистом, ушла вперед по шпалам железной дороги, опередив основные силы корпуса и сократив трудные километры. При въезде в Ужгород Николай услышал сильный артиллерийский и автоматный огонь. Радиостанцию остановил полковник штаба корпуса и дал указание о передаче донесения в штаб. С севера во время отступления прорвалась большая группировка фашистских войск. Отходивший противник перерезал нашим войскам дорогу на Ужгород, окружил радиостанцию и часть передовых подразделений.
Бесприцельный оружейно-пулеметный огонь противника заставил Николая въехать с радиостанцией в ближайший двор и укрыться между домом и кирпичным сараем.
Офицеры оперативного отдела торопили с донесениями. Но Николай и сам понимал, что основная многочисленная колонна наших войск маршевым порядком идет по горной дороге, на которой нельзя сходу развернуться и занять оборону против прорвавшихся в тыл нашего корпуса немецких частей. И Николай Мулюкин быстро начал отстукивать первые донесения в штаб.
Немцы сомкнули кольцо вокруг радиостанции и передовых частей. Семь часов шел бой, и силы были явно на стороне противника, а Николай только и слышал свой позывной да удары отскакивающих от машины рикошетом шальных пуль и осколков.
То полковник, подбадривая Николая, приносил донесения, то офицеры-оперативники забегали с разведданными. И тут многое зависело от него, радиста: быстро и четко передать в штаб сведения — значит, своевременно примут меры по уничтожению противника, в итоге будет меньше наших потерь. И Николай цепко держал волну радиостанции штаба, готовый по распоряжению офицера отстучать морзянкой нужный текст.
Двое суток наши бойцы мужественно держались, отбивая атаки противника. Временами усталость брала свое, и Николай забывался, а очнувшись, холодел от мысли, что проспал, не принял радиограмму. Но, посмотрев на часы, приходил в себя — стрелки показывали все то же время.
На третьи сутки сильная артиллерийская канонада и залпы «Катюш» оповестили о том, что осталось немного — подмога неподалеку. 72 часа ушло у советских солдат, чтобы отстоять свои позиции. Уже в освобожденном городе Чоп, куда прибыла радиостанция, старшина Николай Федорович Мулюкин принял радиограмму, из которой узнал, что награжден орденом Красной Звезды.
После войны Николай Федорович работал на заводе ВНИИЭФ, награжден медалью «За трудовое отличие».
Подготовила Г. Урусова





Rus