В противовес бездуховности
На минувшей неделе в нашем городе работала съемочная группа студии документальных и просветительских фильмов «Киноконтакт».
Художественный руководитель студии, журналист, режиссер, сценарист, автор проекта «Под Солнцем» Василий Яцкин и продюсер, режиссер, заслуженная артистка России, доцент Галина Яцкина — люди «широко известные в узких кругах».
Фильмы «Киноконтакта» вы вряд ли увидите по центральным каналам, поскольку все они направлены на патриотическое и нравственное воспитание не только молодежи, но и взрослых. Поэтому Василий Яцкин ездит по городам и весям, проводя уникальные беседы-видеопоказы.

И вот парадокс для Сарова. Мы так часто жалуемся на катастрофическую нехватку фильмов и встреч такого рода, сетуем на то, что для подростков и молодежи в нашей стране не предлагается никаких воспитательных фильмов, но на встречу в Доме ученых пришли представители всего нескольких школ. Зал оказался полупустой.
Но разговор Яцкина со старшеклассниками оказался настолько живым, что о потраченном времени никто не пожалел. Мало того, педагоги после встречи бросились раскупать фильмы «Киноконтакта»:
— Нам такого материала так не хватает!
После удивительной беседы-видеопоказа Василий Яцкин с удовольствием общался с журналистами. И оказалось, что целью визита съемочной группы были не только встречи со старшеклассниками и военнослужащими, а работа над новым документальным фильмом, посвященном нашему земляку, трагически погибшему в теракте на Дубровке Константину Васильеву.
Впрочем, начался разговор не с этого.
— Василий, почему ваш уникальный документальный сериал «Под солнцем», в который входят фильмы как для подростков, так и для родителей, не показывают по центральным каналам?
— Потому что в них отсутствуют насилие, кровь и прочие ужасы. Мы предлагали первый фильм «Благословение или Проклятие», в котором рассуждаем о путях реализация таланта в современных условиях на примерах известных русского и американского музыкантов: лидера рок-группы «Нирвана» Курта Кобейна, покончившего жизнь самоубийством в 27 лет, и успешной пианистки Полины Осетинской, на долю которой выпало немало испытаний. Это фильм о войне добра и зла за души людей. Мы ставим вопрос: почему человеческий талант в иных случаях становится благословением, а в иных — оборачивается проклятием? Мы стремимся показать, как важно уберечь детей от негативного влияния улицы, от наркотиков, хотим побудить людей к критическому осмыслению феноменов агрессивной молодежной субкультуры. Конечно, центральные каналы это не заинтересовало. И дело тут не в рейтингах. «Благословение или Проклятие» было показано по одному из московских кабельных каналов и имело невероятно высокий рейтинг. Просто разговор о духовности не является приоритетным для центрального ТВ.
Когда от нас потребовали выкинуть из фильма православное осмысление событий и все, что говорилось о нравственности, о Боге, чтобы фильм стал похож на обычное журналистское расследование, моя мама сказала: «Не последнюю корку хлеба едим». И наотрез отказалась.
— А православные телеканалы? Или «Культура»?
— У православных каналов своя аудитория, у «Культуры» — своя. Мы же адресуем наши фильмы людям невоцерковленным, в первую очередь молодежи, которой важно услышать, как гибельно жить без веры в Бога. Мы пытаемся такими встречами и лекциями пробудить у наших школьников национальное самосознание, тягу к духовности. Чтобы они поняли: даже на уровне иностранных мультфильмов идет война против нашего народа.
— Ощущаете отдачу?
— Колоссальную! Один из наших фильмов был показан в Белгородской области, где губернатор — глубоко верующий человек. На телестудию обрушился поток звонков с просьбами от педагогов показать фильм еще, скопировать его для образовательных учреждений. Сотрудники растерялись.
И сами беседы со старшеклассниками или военными оставляют глубокий след. Я охотно оставляю свои координаты. Однажды мне написала девочка, которая всерьез думала о самоубийстве. Мне было очень страшно за нее: а вдруг мой ответ опоздает? К таким случаям я ищу возможность подключить опытного священника, который сможет достучаться до детской души и остановить ее от гибельного шага. Стараемся по итогам просмотра наших фильмов проводить анкетирование, чтобы узнать, как приняли школьники предложенный материал, какой след остался в их душе.
— Какая аудитория для вас наиболее сложная?
— Дети богатых родителей, ученики престижнейших школ. Даже сироты в детских домах и интернатах куда более открыты для общения. А дети богатых родителей обычно пресыщены, у них отсутствуют многие человеческие качества, они никого не хотят слушать, кроме самих себя. Но и до них можно и нужно достучаться. Хотя есть и такие думающие ребята, которые отторгают чрезмерное богатство родителей, добытое, как правило, не самыми праведными путями.
Вы же понимаете, к чему нас сегодня призывают? «Люби себя, ты этого достоин!» и так далее.
— Курт Кобейн — пример такой идеологии?
— Безусловно. Сын автослесаря и домохозяйки из глубокой американской провинции, он «взял от жизни все» — мировую славу, богатство, красавицу-жену, чудную дочку — и в возрасте двадцати семи лет в состоянии глубокой депрессии покончил с собой! Это ли не вопиющий пример «духовного банкротства»? Это ли не свидетельство того, что творческие душевные силы человека оказались инвестированными в миражи?
Я могу так говорить, потому что проводил расследование обстоятельств самоубийства Курта Кобейна лично, встречался с его вдовой Кортни Лав и другими участниками истории. Как снимался этот материал — отдельный разговор.
— Насколько я поняла, вы считаете, что человек несет личную ответственность перед Богом за то, как он использует свой дар?
— Помните программу «Последний герой»? Вел ее Сергей Бодров-младший. Удивительно обаятельный человек, талантливый, притягивающий к себе людей, влияющий на них. И вдруг — ведущий такой сомнительной с точки зрения нравственности программы. Помню, мама как-то сказала: «С этим мальчиком что-то случится…» У нее сердце екнуло. И когда Сергей погиб на съемках фильма, я вспомнил мамины слова, ее тревогу. Да, мы лично отвечаем перед Богом за то, что делаем на земле.
— Не помню, кто очень точно определил назначение развлекательных телешоу: «Кто подлее, тот и прав».
— А «Дом-2»? Это же такой удар по семейным ценностям!
— Зато рейтинг высокий.
— Да нет у этой программы такого сумасшедшего рейтинга, про который говорят продюсеры и пишет пресса. Просто люди уже настолько в этом погрязли, что сами себя уверяют в этих рейтингах.
Нам в руки попала запись кастинга для участия в этой программе. Один из героев, который сейчас, насколько я знаю, создал агентство по подбору невест для олигархов, отбирал девственниц. Ну вот продюсеры решили, что надо найти девственницу для этой передачи. Вы себе это вообще представляете? Но самое ужасное другое. На кастинг девушка пришла с мамой, бабушкой и тетей. Ну ладно если она не понимает, чем она собирается торговать, но родные-то? У мамы просто на лице написано, что она желает дочери счастья любой ценой. Любая цена — это страшно.
Эту запись мы тоже используем во время бесед со школьниками.
— Сейчас идут споры вокруг введения в школах такого предмета, как «Основы православной культуры». Как вы к этому относитесь?
— Положительно. В Белгородской области, про которую я уже говорил, этот предмет ввели как региональный компонент. Потом, правда, министр Фурсенко решил исключить ОПК. Но белгородцы предмет отстояли.
— Каким образом?
— Привели статистику. С момента введения в школах ОПК по области снизились показатели наркомании, преступлений, совершенных подростками, и прочие.
— Есть момент, который многих смущает. Кто будет этот предмет вести? Обычные педагоги? Случайные люди?
— Это вполне решаемый вопрос. В Белгороде сначала собрали всех желающих педагогов, провели среди них конкурс, потом отправили на курсы повышения квалификации. На мой взгляд, в нашей стране такая ситуация, что этот предмет просто должен быть, независимо от того, кто его будет вести. Потому что когда горит дом, какой смысл выбирать, откуда черпать воду: из чистой реки или грязной лужи? (От редакции: 1 октября на базе СарФТИ начали работать курсы повышения квалификации преподавателей «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры»).
— Есть другой предмет, против которого возражений и у чиновников, и у родителей меньше, — основы религий.
— Это очень коварная подмена. Традиционные религии между собой в чем-то схожи, но очень различны. И это все равно что предлагать человеку сразу трех жен: мол, вырастешь — определишься. Я считаю, что чем лучше человек будет знать историю своей страны, ее корни, ее культуру и религию, тем лучше он сможет понимать других и отличать верующих людей других конфессий от сектантов.
— И последний вопрос. Ваша концепция фильма о Константине Васильеве?
— Я хочу сохранить ее пока в тайне. Могу сказать, что мы отсняли уже большое количество материалов, свидетельства выживших в теракте на Дубровке людей. У нас есть комментарий опытного и уважаемого священника, который разбирает поведение Константина Васильева не только во время теракта, но и вообще его дела и поступки. Все, что пока могу сказать для широкой аудитории: как обычно мы выпустим на диске не только фильм, но и огромное количество дополнительного материала.
Чем дольше мы работаем над фильмом о Константине Васильеве, тем больше убеждаемся, что он действительно совершил подвиг. Причем подвиг православного человека.
Елена Трусова
Фото Елены Пегоевой






msk01
- Главная версия смерти Курта Кобейна, которой придерживаются большинство знакомых с делом - убийство.
- Кортни Лав - красавица-умница жена??? Это какой-то православный анекдот, который невоцерквленные не понимают?
- В Белгородской области губернатором приняты много других решений, включая комендантский час для подростков, что, разумеется, куда вернее снизило детскую преступность, чем сказки про Моисея в школе в нарушение Конституции РФ.
- Любой советский мультфильм можно разложить не хуже голливудских. Чего стоят жадный и злобный Винни Пух "Сова, открывай, медведь пришел!", подлый Карлсон, Простоквашино, где родители бросают ребенка в заброшенном доме с бездомными животными и так далее.
- Наконец, очень правильная мысль про историю религий. Если люди узнают кто и когда так плохо перевел древнеиудейские мифы, и сколько в том числе и русской крови было пролито, чтобы эти трудности перевода стали "святыми" - тогда уж точно никого не заставишь покупать свечки и контрабандный кагор с бешеной накруткой. Правды-то они боятся как огня, ничего удивительного.
Ну и предложение вместо тушения пожара истово молиться - это само собой, тонкий штришок к портрету. Дайте людям работу, накормите голодных, одейте нищих, а с духовностью уж они как-нибудь сами разберутся.
Что этой плохопахнущей ортодоксальной стряпухи отказываются даже православные телеканалы я не удивлен. Смущает лишь целесообразность финансирования городом и внииэфом этих регулярных гастролей "новых проповедников".