Сто лет на белом свете, коротко — о Нине Чучко
В нашем городе проживают по меньшей мере три человека в возрасте 100 лет. Все трое родились в дореволюционный 1905 год: Устинья Петровна Макушкина, Елизавета Сергеевна Колобкова и Нина Трифоновна Чучко.
Сегодня наш рассказ, больше похожий на биографию, — о Нине Трифоновне Чучко.

Нина Трифоновна родилась в деревне под Майкопом. В семье было семеро детей, отец до революции работал краснодеревщиком, денег в семье хватало. Можно сказать, семья по тем меркам жила роскошно.
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Нина Трифоновна была еще ребенком, когда началась Великая Октябрьская революция. В тот революционный период и после на Украине и на Кубани прослеживалась политически нестабильная ситуация. Одни приходили к власти, другие уходили… Отца Нины убили «белые». Семья лишилась главы. Жизнь стала невыносимо тяжелой. Мама Нины Трифоновны отдавала все силы, чтобы поднять на ноги детей. Некоторые из них, не выдержав голода и холода, умерли. Двенадцатилетняя Нина и ее сестры помогали маме зарабатывать на пропитание — батрачили.
До революции Нина Трифоновна успела закончить четыре класса церковноприходской школы.
ДВА ЗАМУЖЕСТВА
В 1920-х годах Нина Трифоновна принимала активное участие в «строительстве» жизни в стране. Как и все в то время, боролась за прогресс.
В эти же годы вышла замуж. В скором времени у Нины Трифоновны и ее мужа родилась дочь.
Перед Великой Отечественной войной Нина Трифоновна развелась и вышла замуж за офицера, уехала с ним в Карелию. Нужно заметить — офицерские жены в то время могли себе позволить не работать, доход военного позволял это. Поэтому Нина Трифоновна занималась домашним хозяйством и растила детей.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и в этот же год у Нины родилась вторая дочь — Людмила. Мужа-офицера сразу забрали на Западный фронт, он погиб в первые же месяцы войны. Нину Трифоновну и остальных офицерских жен эвакуировали на Восток, в село Нарыб Пермской области.
Здесь начинается новый этап жизни этой стойкой женщины. К тому времени у нее на руках была только одна дочь, а старшая уже воевала.
В село Нарыб попали совершенно разные люди — врачи, учителя и даже академики… Там же отбывал наказание Федор Чучко — политзаключенный (по статье 58, ч.10 «Антисоветская агитация и пропаганда»). Он уже отбыл срок наказания, но… Политзаключенные после освобождения не имели права жить в больших городах и в центральной части страны. Нину Трифоновну судьба свела именно с Федором Чучко, они поженились, и в 1948 году у них родился сын Виталий.
ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИЗНЬ
Федор Чучко был родом с Украины и, естественно, ему хотелось перебраться на родину. Такая возможность появилась не скоро.
В 1949 году семья Чучко переехала в маленький городок Кировской области.
Федор имел три высших образования — сельскохозяйственное, педагогическое и медицинское. Последнее он получил благодаря академику медицины, с которым вместе отбывал наказание в Нарыбе. Многое смог дать академик своему ученику. А после отбывания наказания Федор в Казанском медицинском университете получил диплом врача.
Федор начал работать химиком-биологом. А Нина Трифоновна по-прежнему занималась домашним хозяйством, детьми. В городке, где они поселились, многие держали скотину. Чучко тоже завели коз, свинью, кур и пуховых кроликов. Так что хозяйке приходилось присматривать еще и за животными.
В 1958 году семья Чучко переезжает в Елец Липецкой области. Дочь Людмила к тому времени закончила школу и жила отдельно.
В 1964 году — переезд в Северск Донецкой области. Там Федор Чучко открыл свою медицинскую лабораторию и стал работать.
В 1973 году его не стало.
С этого времени Нина Трифоновна стала жить одна. Никакого дохода, кроме пенсии, Нина Трифоновна не имела, офицерскую пенсию потеряла, выйдя замуж за заключенного. По-прежнему занималась садоводством, приторговывала на местном рынке овощами и фруктами.
СЫН ВИТАЛИЙ — О МАТЕРИ
Сын Виталий Федорович закончил Харьковский авиационный институт, по распределению попал в Саров. Виталий много рассказал нам про свою маму.
Когда Нина Трифоновна еще жила в Донецкой области, он со своей семьей часто приезжал к ней в гости. Вспоминает такой случай. Как-то раз Нина Трифоновна попросила сноху снять с самой вершины грушевого дерева оставшиеся плоды (время было осеннее, остальные груши уже упали или сгнили). Сноха удивилась, как залезть на такую высоту! Тогда Нина Трифоновна сама быстро взобралась на дерево и достала груши! А было ей тогда больше семидесяти лет!
Она всегда была человеком веселым, а главное, любила жизнь — сказался южный характер. Да и сейчас она по-прежнему любит жизнь и не зацикливается на старости. Практически не болеет, хотя зрение и слух стали подводить.
Врачи в доме Чучко — редкие гости. Недавно пригласили врача, потому что у мамы повысилось давление. Участковый врач удивился — столько лет женщине, а впервые вызвали на прием! Раньше Нина Трифоновна много гуляла, одна. Теперь сидит дома. Любимое занятие — отсчитывать дни до праздников и дней рождения детей и внуков. Календари и записи ей не нужны — все даты прекрасно помнит.
Пока позволяло здоровье, Нина Трифоновна ходила на выборы, да вот только никак не может переключиться с социализма на демократию. Интересуется у домочадцев, сколько стоят продукты в магазинах, хлеб. Сын и сноха не говорят ей правды, ведь она не поймет, как семнадцатикопеечная буханка хлеба стала стоить десять рублей.
Вечерами престарелая женщина любит беседовать с домашними, разговаривает по телефону с дочерью, которая живет на Украине.
А лет восемь назад, после переезда в Саров, Нина Трифоновна неожиданно стала верующей. При муже-атеисте она не могла этого себе позволить.
Проследив столь длинную судьбу человека, невольно думаешь, как много пережили люди ее поколения, сколько бед и несчастий было на их веку. Но не сломались ведь, выжили!
Г.Урусова






Владимир