Пенсионеры ничего не потеряют
С 1 января 2004 года предполагается изменение пункта 8.14 Коллективного договора РФЯЦ-ВНИИЭФ. Выходное пособие сотрудникам, уходящим на пенсию, планируется начислять по другой схеме, нежели сейчас. Какова будет эта схема, и почему администрация Института предложила изменить пункт 8.14? Об этом и была беседа начальника отдела кадров ВНИИЭФ Николая Ивановича Гусева на радио ВНИИЭФ.
— С начала 90-х годов проблема социальной защиты ветеранов РФЯЦ-ВНИИЭФ существенно обострилась в связи с общим понижением жизненного уровня как в стране, так и в городе. Особенно это коснулось неработающих пенсионеров, так как единственным источником их существования является пенсия. В этой связи руководство ядерного центра совместно с профсоюзным комитетом приняли решение в качестве одной из мер социальной поддержки выплачивать выходное пособие ветеранам Института при их увольнении на пенсию. Вначале оно было сравнительно небольшим, а с 1995 года и на настоящее время составляет 10 должностных окладов (для почетных ветеранов РФЯЦ-ВНИИЭФ — 15 окладам).
Введение этой нормы сыграло в свое время весьма положительную роль. Так, только в 1995 году на пенсию уволилось более 900 человек, что дало возможность, во-первых, несколько сократить численность РФЯЦ-ВНИИЭФ, а во-вторых — омолодить кадровый состав. Но в дальнейшем эффективность этой нормы стала спадать, и в последние годы данной льготой пользовалось не более 110−130 человек в год.
В то же время развивались и другие формы социальной защиты ветеранов. Так, с 1996 года в РФЯЦ-ВНИИЭФ начала функционировать система дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения. Уходящим в настоящее время на пенсию ветеранам института, имеющим соответствующий трудовой стаж в РФЯЦ-ВНИИЭФ, назначается дополнительная негосударственная пенсия из средств ядерного центра в размере 20% среднемесячной заработной платы работника за последний год работы.
Необходимо отметить, что уровень материальной поддержки неработающих ветеранов РФЯЦ-ВНИИЭФ, ушедших на пенсию до 1999 года, остается крайне недостаточным. В 2002 году выплата, которую получала эта категория пенсионеров, составляла примерно 250 рублей в месяц. В то же время денежные средства, которые резервировались для выплаты выходного пособия, в прошлом году остались в значительной мере невостребованными. Например, на год мы планировали на эти цели порядка 15 миллионов рублей, а израсходовали менее трети этой суммы. Мы полагаем, что средства, которые направляются на выплаты выходных пособий, могли бы использоваться гораздо эффективнее - для повышения дополнительной негосударственной пенсии.
— Можно ли сказать, что с 1 января 2004 года пункт 8.14 Коллективного договора (о выходе на пенсию по собственному желанию и получении при этом десяти или пятнадцати окладов) не будет действовать?
— Я бы так вопрос не ставил. Действительно, в той редакции, в которой он записан в Коллективном договоре, этот пункт действует до 31 декабря 2003 года. Мы не предлагаем исключить этот пункт из колдоговора. Мы предлагаем изменить его редакцию. Изменения касаются того, чтобы для работников РФЯЦ-ВНИИЭФ, заключивших срочный трудовой договор с администрацией, предусматривать выплату выходного пособия в размере, который определен совместным постановлением, принятым в начале этого года. Там сказано, что выходное пособие выплачивается в зависимости от трудового стажа в РФЯЦ-ВНИИЭФ: от одного до десяти окладов. При стаже 30 лет и более (для мужчин), 25 лет и более (для женщин) будет выплачиваться 10 окладов, как и раньше. Тем, кто имеет меньший стаж, выходное пособие будет выплачиваться в меньшем размере.
Мы полагаем, что изменение редакции пункта 8.14 не нанесет ущерб уходящим на пенсию работникам. А сэкономленные средства мы могли бы направить на дополнительное увеличение нашей негосударственной пенсии, чтобы эти выплаты составляли не 250−350 рублей, как сейчас, а хотя бы 500−600.
— На какой срок будут заключаться трудовые договоры?
— В соответствии с трудовым законодательством, продолжительность срочного трудового договора не может превышать 5 лет. После окончания срока договор при необходимости может быть перезаключен.
— Есть сотрудники, которые уже не в силах выполнять работу так, как выполняли ее до пенсионного возраста. Может ли руководство по своему усмотрению определять срок договора или вообще целесообразность его заключения? Или все зависит от воли работника?
— Здесь важны конкретные обстоятельства. Если работник хочет и способен работать, то с ним трудовой договор может быть заключен на максимальный срок. Если этот работник не очень нужен производству, срок договора может быть меньшим. Следует особо отметить, что увольнение пенсионеров из РФЯЦ-ВНИИЭФ — вовсе не самоцель. Необходимость омоложения коллектива, улучшения эффективности его работы в конце концов приведет к тому, что социальная защита наших ветеранов будет только увеличиваться.
— Когда будет готова новая редакция пункта 8.14?
— Полагаю, что во втором квартале мы должны сформулировать этот пункт и, по возможности, утвердить, для того чтобы у наших работников было время его обдумать и принять соответствующее решение.
— Где работник может получить ответы на вопросы о пенсионном обеспечении? К кому можно обратиться в подразделениях?
— По всем вопросам о негосударственном пенсионном обеспечении работник всегда может подойти в группу кадров своего подразделения. Кроме того, можно пригласить в подразделения работников отдела кадров ВНИИЭФ. Мы квалифицированно расскажем обо всем, что касается пенсионного обеспечения.
— Изменилось ли что-либо в положении, где оговорены дополнительные проценты к пенсии в зависимости от возраста?
— У нас в Институте есть положение о дополнительной негосударственной пенсии для неработающих ветеранов РФЯЦ-ВНИИЭФ. Этим положением предусмотрено, что каждый наш работник, имеющий соответствующий стаж в РФЯЦ-ВНИИЭФ (мужчина — 30 и более лет, женщина — 25 и более), пользуется правом на дополнительную пенсию из средств Института. Поскольку администрация ядерного центра заинтересована в омоложении коллектива, ветеранам, которые уходят на пенсию раньше, дополнительная пенсия назначается в большем размере. Если работник решил выйти на пенсию в возрасте до 65 лет (для женщин эта «планка» равняется 60 годам), то ему назначается негосударственное пособие в размере 20% от заработной платы за последний год работы. Если эти сотрудники решают работать и дальше, тогда их дополнительное пенсионное обеспечение снижается: в первые 5 лет — до 10%, а затем — до 5%.
— Говорят, что вы хотите выйти к директору Института с предложением, чтобы для всех возрастов сделать 20%…
— Такие разговоры идут, но официальных просьб (например, от совета ветеранов) у нас пока нет. Я недавно присутствовал на отчетной конференции совета ветеранов и увидел заинтересованность в том, чтобы на какой-то срок снять эти возрастные ограничения. Если придет официальное обращение, администрация его обязательно рассмотрит.
— Пенсионеры, которые ушли до 1999 года, обижены, что у них пенсия меньше, чем у тех, кто ушел позже. Что делать с этим неравноправием?
— Не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Сейчас пенсионеры, которые ушли до мая 1999 года, получают пенсию, сопоставимую по размеру с дополнительной негосударственной пенсией тех ветеранов, которые ушли с мая 1999 г., поскольку этим работникам назначалась дополнительная негосударственная пенсия в размере 12% от их заработной платы. Минимальная зарплата у них составляла 100 рублей, а максимальная — 600. Минимальный уровень дополнительной пенсии в настоящее время поднят до 350 рублей для всех категорий ветеранов, а максимальный (для тех, кто ушел сразу после мая 1999 г.) не превышает пока 600 рублей. Если мы найдем средства для повышения дополнительной негосударственной пенсии, то оно коснется как тех, кто ушел до 1999 года, так и тех, кто ушел сразу после мая 1999 г.
По материалам беседы Н. Почтарюк подготовил В. Сергеев





Емельова Л.П.