Санкции: «Back in the USSR?»
2014 год в международной политике проходит под знаком «взбрыкнувшей» России, которую (по мнению США) надо срочно усмирить. Воевать с Россией? Опасно. Поэтому сегодня стараются «наказать» другими способами. Например, всякими санкциями.
Наполеон отдыхает
Еще в начале XIX века Наполеон применил континентальную экономическую блокаду Англии. Он провозглашал, что всякий корабль, независимо от страны происхождения, подчинившийся распоряжениям английского правительства, приравнивался к вражеским судам и подлежал захвату.
Если банк любой страны в любой точке мира нарушает требования американского правительства, он должен заплатить штраф или будет отлучен от американской территории и денег. В 2014 году американцы оштрафовали на 8 млрд долларов крупнейший французский банк BNP Paribas за нарушение своих санкций против Судана, Кубы и Ирана. В 2012 году за нарушение режима санкций оштрафованы швейцарский и британский банки. Наполеон отдыхает?
История вопроса: Россия = Конго?
Начиная со второй половины ХХ века, Соединенные Штаты использовали санкции в отношении примерно 20 стран: Сербии, Черногории, Белоруссии, Бирмы, Кот-д'Ивуара, Кубы, Демократической Республики Конго, Ирана, Ирака, Ливана, Ливии, Северной Кореи, Сомали, Судана, Южного Судана, Сирии, Йемена, Зимбабве, России (СССР).
По получившейся классификации, Россия в глазах США стоит в одном ряду с бедными африканскими странами, которым можно с помощью силы навязывать свою волю.
Кстати, санкции в отношении Кубы, Северной Кореи длятся уже более 50 лет, а желаемого (для США) результата так и не дали. Так же, как и санкции в отношении Ирана и Белоруссии. Но говорить о том, что санкции никак не сказались на развитии этих стран, ни в коем случае нельзя. Хотя у этих государств был союзник, не разделявший взгляды США.

Чему (не) учит история
В конце 1920-х — начале 1930-х годов США и Великобритания отказались принимать в оплату за свои товары советское золото и другие товары (лес и нефтепродукты), кроме зерна. Именно в эти года в СССР был сильнейший неурожай, и именно в эти годы в США было его перепроизводство, американское правительство уничтожало свое зерно огромными партиями. И тут же принимало зерно из России в оплату за свои станки. Очевидно, что такие действия могла оправдать лишь одна цель — максимальный ущерб СССР. Западные санкции вводились в убыток для своей экономики, и никого это не останавливало.
В 1980 году США ввели запрет уже на ввоз зерна в СССР. США старались не допустить строительства советского газопровода в Западную Европу. Урожай зерновых в этот год в СССР был очень низким, сельскому хозяйству угрожал массовый падеж скота. СССР планировал закупить зерно в США, которые, наоборот, собрали в 1979 году обильный урожай. Однако конгресс и президент США запретили продажу зерна Советскому Союзу.
В 1998 году в «черный список» США (по подозрению в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях) попали 10 российских учреждений. Американским компаниям было запрещено получать от этих российских организаций любые товары, технологии или услуги. Эти санкции были сняты в 2004—2010 годах, но прецедент недопущения российских технологий на мировой рынок остался. Поэтому, даже если мы и сможем создать что-то уникальное, не факт, что это что-то будет допущено, например, на рынок США и Евросоюза.
К несчастью, история показывает, что экономическая выгода отходит на второй план, когда речь идет о продвижении своих геополитических интересов.
Наш ответ Чемберлену
Мы, конечно же, сильные и добрые. Хотя не всегда. В 2006 году введены российские санкции в отношении Грузии, были санкции в отношении Молдавии, Белоруссии, Литвы
Сегодня наш ответ совсем ассиметричный и не менее жесткий, чем западные санкции. Первое — расширение территории и зон влияния (Крым, Южная Осетия, Абхазия). Второе — Таможенный союз. С его помощью, например, значительно смягчены последствия экономических санкций для Белоруссии. Третье (по глобальности самое важное) — валютные договоренности в рамках БРИКС. Даже небольшой прецедент с уходом доллара с «поста» главной мировой валюты и заменой его в расчетах на что-то иное даст очень быстрый и, в какой-то момент, лавинообразный эффект.
Санкции-2014
1. Санкции против конкретных людей. Им не дадут визы в США, ЕС и возможно еще в некоторые страны, на которые США надавит. Заблокируют их активы в США. Конечно, наши чиновники привыкли ездить по миру, в том числе, отдыхать. Мы симметрично ответить не можем. Отдых в Сибири или в Сочи не привлекает американских чиновников. Санкции обидные для конкретных людей, но не смертельные для страны.
2. Санкции против производственных компаний — запрет на экспорт в США их продукции и запрет на продажу этим компаниям чего-либо. Это ощутимее. В списке — ведущие российские производители военной электроники, высокоточного оружия, ракет, современных боеприпасов, стрелкового оружия. Все компании имеют экспортные поставки. Но что важнее, во многих изделиях значительная доля иностранных комплектующих. Не везде американских, но возможны варианты сотрудничества стран-поставщиков с США.
3. Санкции против российских банков. Это тоже тревожный звоночек. Во-первых, значительная часть кредитных средств в российской экономике — это привлеченные российскими банками кредиты и инвестиции западных банков. Эти «длинные» деньги в принципе можно частично заменить использованием средств российских Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Но, во-первых, эти деньги находятся в иностранных же банках и они их нам сейчас так просто не отдадут, а, во-вторых, мы же прекрасно понимаем как «осваиваются» государственные деньги. А это будут именно они.
4. Санкции против нефтяных компаний. Неприятно, поскольку эти компании имеют значительные активы в разных странах мира, в том числе и в США. Там владеют добычей, переработкой, перевозкой нефти и нефтепродуктов и пр. Это уже похоже на отъем собственности — то есть пренебрежение основным принципом капитализма, на котором построено все западное общество. Вдобавок планировалось широкое сотрудничество с иностранными компаниями и банками по освоению новых российских месторождений, в том числе, на арктическом шельфе. Сейчас реализация этих проектов будет под большим вопросом.
5. Санкции против российской науки. США остановили практически все контакты в области исследований космоса и атомной энергии.
6. И, пожалуй, самое неприятное. Американские IT-компании, в том числе Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard, прекратили сотрудничество с российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США ввели санкции. Конечно, через какое-то время в России будут разработаны программные продукты и оборудование, заменяющие данный импорт. Но! С этим программным продуктом банки на внешний рынок не выйдут точно, работать в России будет также проблематично, поскольку остальные используют американский лицензированный софт.
Что будет дальше?
Своими действиями американцы подтвердили, что в России два конкурентоспособных сектора экономики — топливно-энергетический и оборонно-промышленный. Именно на них пока и сосредоточились санкционные действия. И, как с физическими лицами, главные фигуры — Газпром и Росатом — пока не тронули. Значит, дальнейшее развитие событий предполагается. Вряд ли в столь заманчивой ситуации американские производители не воспользуются шансом устранить конкурентов.
В прошлом году Россия продала оружия на 8,3 млрд долларов. Мы неуклонно «поджимаем» США, и ответ не заставил себя долго ждать. В рамках санкций немецкая компания Rheinmetall отказалась от поставок в Россию оборудования для переоснащения учебного полигона в Мулино на сумму 120 млн евро. Компания «Рено Тракс» отказалась от продолжения совместной с российскими предприятиями работы над боевой машиной пехоты «Атом». «Красной тряпкой» остается контракт на поставку Францией России вертолетоносцев «Мистраль» (сумма контракта 600−750 млн долл.). Есть очень серьезные предположения, что США все-таки додавят Францию и она откажется от этой сделки.
России подарили уникальный шанс построить свою систему продукции и стандартов, но реализовать его будет категорически сложно. Во-первых, необходимы люди, предприятия, научные центры, которые это сделают. Во-вторых, не факт, что использовать полностью импортозамещающую продукцию будут все, особенно те, кто пока не попал под санкции. Вполне вероятно, что они будут всячески этому противиться, и этот «раздрай» вероятным противником будет только подогреваться. В-третьих, «наши потенциальные партнеры» конечно же, ужесточат правила ведения бизнеса с точки зрения использования лицензионных продуктов, сертификации, использования российских товаров и пр., что сделает выход отечественных товаров на внешний рынок крайне затруднительным. В-четвертых, ориентация на Китай, как на стратегического (и единственного!) партнера, крайне опасна. Китай прекрасно это понимает и на выгодные для нас условия сделок не пойдет. Чем-то придется сильно жертвовать: ресурсами, территорией
И все-таки, этим шансом надо воспользоваться.
Дмитрий Файков, ведущий научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, доктор экономических наук





