О еде, учебе и прилежании
В преддверии юбилея Саровского политехникума мы продолжаем разговор с людьми, кто знает его кухню изнутри. В прямом и переносном смысле. Сегодня слово преподавателю, прошедшему вместе с учебным заведением больше половины пути.
Нежные персики, аппетитная клубника, вкуснющие грибы — и все это не дары природы, а рукотворное чудо из теста, любимой всеми сгущенки и, конечно же, всевозможных кремов. С детства завидовала кондитерам: столько вкусного, сладкого — трубочки, корзиночки, бисквиты, рулеты, торты… И все это каждый день на работе. А украшение тортов? Казалось бы, простая розочка, но попробуй сделай ее дома. А мастера-профессионалы, вооружившись кондитерским мешком и палочкой, в два счета ее создадут. Но одно — уметь самому, и совсем другое — обучать этому мастерству три десятка лет вчерашних школьников. Именно столько лет работает мастером производственного обучения в Саровском политехническом техникуме Евгения Анатольевна Паршина.
От теории к практике
Выпускница Московского техникума советской торговли, родившаяся в Оренбургской области, оказалась в Сарове абсолютно случайно. Ее брату, окончившему Горьковский университет, предложили работу в засекреченном НИИ. Чистый, уютный, утопающий в зеленых лесах город понравился ему настолько, что молодой человек предложил родителям и сестре переехать сюда. Долго их уговаривать не пришлось, и вскоре Евгения Анатольевна уже вела свои первые занятия в политехническом техникуме.
Ей всегда нравилось преподавать, работать с учениками, осваивать новые технологии и учить использовать их в кулинарной практике. Так в идеале, а на практике работа с детьми сродни работе сапера на минном поле. Не дай Бог оступиться. Вот и молодому мастеру добры молодцы и красны девицы из закрытого города не раз устраивали проверки:
— Здешние дети показались мне сложнее, чем оренбургские. Снобизма в них больше, что ли, ершистости, спеси. В первые годы работы я очень по этому поводу переживала…
Однажды второкурсники, среди которых было немало двухметровых «орлов», решили соврать урок — вместо работы, стали демонстративно громко шаркать ногами. Думали, что двадцатичетырехлетняя девушка стушуется, расплачется, убежит жаловаться директору. Не на ту напали! Евгения Анатольевна сходу объявила, что материал она все равно объяснит, и оставила хулиганов на седьмой урок:
— Для них это было страшное наказание. А детям я сказала: «Победа за мной». Сейчас такого нет. С первого дня всем студентам объясняю, что люблю дисциплину, порядок. Сразу рассказываю о том, что могу дать повышенный разряд — надо же их как-то заинтересовать. Особо акцентирую внимание на том, что изучать их школьную биографию не собираюсь. Начинаем работу с чистого листа. А значит, у каждого есть шанс получить хорошие оценки, проявить себя.
В десятку!
Недаром говорят: кулинария — дело мужское. И мастер производственного обучения это подтверждает — с мальчишками ей нравится работать больше. Создание кондитерского шедевра — процесс творческий, но рецептуру, последовательность действий нужно соблюдать с ювелирной точностью. Девчонкам, привыкшим готовить, как «мама научила», это дается сложнее.
Хотя и среди них есть ученицы, которыми Евгения Анатольевна гордится. Десять лет назад Инна Андрианова стала призером на областном конкурсе и была удостоена чести защищать честь Нижегородской области на всероссийском этапе, который проходил в Элисте. Блестяще выполнив все задания строгого жюри, саровчанка вошла десятку победителей, а Саровский политехнический техникум — в десятку лучших учебных заведений России, готовящих кондитеров.
И кнутом, и пряником
Сложностей в работе мастера всегда хватает — дети приходят разные, и к каждому нужно найти свой подход, иначе научить не получится. Сложнее всего с первокурсниками. Неизвестно кто придет, какие у них запросы. Да и с их излишней самоуверенностью приходится бороться — им только кажется, что они все умеют, а на производство приходят и теряются, потому что там нужно работать быстро, четко, слаженно. Проще всего с третьекурсниками, для которых мастер — авторитет в профессии.
— Тех, кто настроен связать свою жизнь с этой профессией, видно сразу. Они более внимательно приемы изучают, прислушиваются к советам, — считает Евгения Анатольевна. — Первокурсники кричат, что они все любят готовить, а когда приходят на производство — там все по-другому, в большом масштабе. Учу, как правильно нужно готовить: быстро, четко, отлажено. И когда показываешь приемы шинковки, удивляются, как у меня все быстро и ловко.
Здесь детей учат учиться…
Это отмечают многие родители, чьи дети прошли школу Саровского политехнического техникума. На многих из них школьные учителя рукой махнули, а мастера и преподаватели заставили поверить в себя, уважать своих наставников.
Однажды Евгению Анатольевну назначили куратором группы бухгалтеров, обучавшихся на коммерческой основе:
— Две «дамы» категорически не хотели учиться и во время уроков прогуливались по коридорам. Тогда директором была Валентина Григорьевна Жучкова. Она меня вызвала и сказала, что этих учениц нужно отчислять. Родители, которые никогда не интересовались оценками доченек, пришли в техникум с претензиями — куратор им не сообщала о сложившейся ситуации. А я неоднократно звонила и говорила, что с девочками нужно работать, а мамы и папы отмахивались, думали, что если за учебу заплатили, так к занятиям их чадам готовиться не надо. Собрали педсовет, четыре дня обсуждали сложившуюся ситуацию и приняли решение об отчислении.
Несмотря на эту ситуацию, отношения у тех девушек с Евгенией Анатольевной до сих пор хорошие. А одна из них недавно при встрече сказала: «Если бы не вы, мы так и остались никчемными, так бы никогда и не поняли, что вели себя по-дурацки».
Хорошей всем зарплаты!
Коллектив образовательного учреждения — субстанция тонкая, чуть-чуть что-то пойдет не так, и все распадается.
— Мне очень нравится, что в нашем коллективе нет сплетен, нареканий в адрес другу друга. Если есть проблема и нужна помощь, никто и никогда в ней не откажет. Ко мне молодые коллеги часто с вопросами подходят — садимся, проговариваем ситуацию, вместе ищем выход. Да и я, если нужно, могу им вопрос задать, — улыбнулась Евгения Анатольевна.
О чем мастер мечтает сегодня? Да о земном, бренном — чтобы зарплата у всех сотрудников техникума была на достойном уровне, чтобы ученики приходили толковые и, конечно же, чтобы родное учебное заведение продолжало развиваться семимильными шагами. А уж преподаватели и мастера все силы для этого приложат. Будьте уверены!
Лана БОЙЦОВА, Любовь КЯШКИНА, фото Л. БОЙЦОВОЙ





