Не останавливаться на достигнутом
3 октября бывшему директору ЭМЗ «Авангард», Заслуженному машиностроителю РФ, почетному гражданину города Юрию Кузьмичу Завалишину исполняется 80 лет
Выбор пути
Его характер закалила война и то, что пришлось рано принимать решения самостоятельно. В 1937 году семья переехала в Свердловскую область, в Пышму, где отец был назначен завучем в средней школе. Он преподавал литературу, русский язык и историю, а мама — математику. Воспитываясь в такой учительской семье, Юрий много читал и, возможно, мог бы тоже сделать неплохую карьеру в педагогической области. Однако жизнь диктовала свое. Послевоенные годы были тяжелыми. В деревне спасались своим хозяйством: огород, корова, которую не продавали даже в военные годы. Дрова они с младшим братом и матерью заготавливали сами. Юрий прекрасно понимал: чтобы прокормить семью (в годы войны семья осталась без отца), работа должна быть востребованная и перспективная. Поэтому к выбору подошел практически.
В Уральском политехническом институте самым престижным считался металлургический факультет. Стипендия здесь была хорошая. Поскольку мать, оставшаяся дома с младшими братом и сестрой, содержать его в городе не могла, Юрий рассчитывал только на свои силы. Уже к третьему курсу он становится круглым отличником, а повышенной стипендии хватало, чтобы содержать себя и помогать семье.
Дальнейшую судьбу студента Завалишина решило распределение. На пятом курсе его неожиданно вызвали в первый отдел. Побеседовали, предложили заполнить анкету. Спецраспределение в те годы было несказанной удачей. От такого шанса добровольно не отказывались. Хотя на какой объект повезут и где предстоит работать, молодые специалисты не знали вплоть до момента, как ступили на саровскую землю.
От технолога до директора
По прибытии на секретный объект молодого специалиста Завалишина отправили на третий завод.
— Тогда отношения между руководством любого уровня и работниками были гораздо демократичнее, — вспоминает Юрий Кузьмич. — Доверия между людьми было больше, да и попадали сюда только самые достойные специалисты. В первый же день работы меня пригласили к директору завода Валентину Викентьевичу Дубницкому. Он лично знакомился с каждым новым сотрудником. Валентин Викентьевич поинтересовался темой моего дипломного проекта и спросил, устраивают ли меня условия проживания. Такая личная заинтересованность очень тронула.
В 1955 году Юрий Кузьмич был назначен технологом в первый цех. Его прикрепили к группе Владимира Георгиевича Фоломеева (в будущем — директора ЭМЗ «Авангард»), бок о бок с Ю. Завалишиным работал и будущий директор ВНИИЭФ Владимир Александрович Белугин, который тоже начинал с должности технолога. В последующем их долгие годы связывала добрая дружба, хотя пути разошлись: Владимир Александрович через год перешел во ВНИИЭФ. А Юрий Кузьмич еще двенадцать лет работал технологом в этом же цехе.
В 1966 году Ю. Завалишина избирают секретарем парткома. Это значит — почти второе лицо на заводе.
— Только став секретарем, я, пожалуй, впервые увидел, ЧТО мы производим, получив специальный допуск, — смеется Юрий Кузьмич.
Завод в те годы трудился в три смены. На работе Юрий Кузьмич проводил столько времени, что, как теперь шутит, когда очнулся — а дети-то уже выросли!
Через семь лет Ю. Завалишин становится заместителем главного инженера и главным технологом. Основной задачей на этом этапе стало освоение новых изделий. В то время их производили очень много. Ю. Завалишин впервые вводит нормирование конструкторских работ, численность сотрудников предприятия растет.
«Когда я был назначен на должность, у нас работало 110 технологов, уходил — их было уже более двухсот», — вспоминает он.
50 лет, отданных ЭМЗ «Авангард» — большой путь. Он прошел его от должности технолога первого цеха до генерального директора завода. Руководить предприятием ему довелось, пожалуй, в самые сложные для атомной отрасли да и всей страны годы: с 1990-го по 2000-й.
Миллион обещаний
Девиз Ю. Завалишина — «Быть всегда в поиске». Этому его научил опыт работы на ЭМЗ «Авангард», да и сама жизнь. И лучше всего его изобретательность пригодилось в самые трудные для завода годы, когда он был назначен на должность директора. Сложным было сохранить коллектив, предприятие стало спешно искать запасные пути. Так набрало обороты конверсионное производство. При Ю. Завалишине оно, пожалуй, было наиболее массовым. Деревообрабтывающий цех стал выпускать мягкую и корпусную мебель. За диванами, креслами и гарнитурами производства ЭМЗ «Авангард» выстраивались очереди. Следующим направлением стал выпуск прицепов к легковым автомобилям, которые разработали конструкторы завода. За несколько лет их было выпущено около 30 тысяч, и зарплата работникам, занятых на основном производстве, частично выплачивалась из этой прибыли. В 80-х годах стали производить технические средства охраны, и ЭМЗ «Авангард» оказался вторым в те годы предприятием в СССР, занимавшимся выпуском этих изделий.
Но самым основным из конверсионных направлений стало производство искусственной почки.
— В 1991 году мы впервые начали работы по проектированию аппарата искусственной почки, — вспоминает Юрий Кузьмич. — В 1992 году на завод приехал
Искусственная почка, созданная руками коллектива завода прошла испытания и работали во многих клиниках страны. Всего на ЭМЗ «Авангард» было создано более 60 перфузионных блоков, и все они моментально расходились по медицинским учреждениям. Один из них был отправлен в Тирасполь, где в то время шел вооруженный конфликт. Впоследствии президент непризнанной Приднепровской Республики наградил Ю. Завалишина медалью.
Инженер должен знать литературу
Педагогические гены все же проявились. С 2002 года возглавляет кафедру машиностроения в СарФТИ. Он с тревогой наблюдает за изменениями, которые происходят в стране, в образовании, во всех сферах нашей жизни. И его не может не волновать, как снизился уровень образованности нашего молодого поколения.
— Мы сильно уклонились в сторону потребительского общества, — рассуждает Юрий Кузьмич. — И общее развитие поступающих к нам абитуриентов меня волнует. Останавливают меня как-то в коридоре двое студентов и спрашивают: «Юрий Кузьмич, мы спорим, кто напал на нас в 1812 году: французы или поляки?» Удивительно, что молодежь этого не знает. Стал приглядываться к тем, кто к нам приходит. У своих первокурсников на одной из лекций спросил: «Ребята, кто написал «Тихий Дон»?" Мне ответили, что Солженицын. Теперь я убежден: самым главным предметом для будущего инженера должна стать литература. Нужно устранять эти страшные пробелы в знаниях.
По мнению Юрия Завалишина, престиж инженерной специальности сейчас сильно упал. В стране есть большие проблемы во всех отраслях, машиностроение — не исключение. Да и зарплата у инженеров средняя. И молодежь это видит.
Однако Юрий Кузьмич на все привык смотреть с оптимизмом. С его приходом кафедра изменилась. Именно благодаря его личному участию, настойчивости, умению договариваться, находить деньги за десять лет здесь были открыты 13 лабораторий. И теперь по количеству поданных от абитуриентов заявлений кафедра машиностроения СарФТИ занимает второе место.
Ольга Головнева, фото из архива Ю. Завалишина




