Хороший музыкант — слушающий
Это трио заставило зал аплодировать стоя и дважды вызывать музыкантов на бис. «Трижды три» — камерный ансамбль (пианист Александр Гиндин, кларнетист Игорь Федоров и виолончелист Борис Андрианов). Три композитора, три произведения, трое исполнителей — так позиционировали себя сами музыканты. А еще три эпохи, отраженные в произведениях Йоганса Брамса, Александра фон Цемлинского и Нино Рота. Именно такую программу 31 марта привезли в Саров исполнители.
В таком составе музыканты в нашем городе выступают впервые. Хотя каждого по отдельности, пожалуй, представлять долго не стоит. Это имена, которые знает весь музыкальный мир.
Борис Андрианов — один из ведущих российских музыкантов, стипендиат программы «Новые имена», лауреат различных международных конкурсов. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. Его виртуозную игру на виолончели отмечали многие музыканты, в разное время пророча Борису большое будущее. Саровским слушателям посчастливилось насладиться не только манерой исполнения, но и звучанием уникального инструмента, поскольку виолончель Бориса Андрианова — работы итальянского мастера Доменика Монтаньяна, и принадлежит Госколлекции уникальных музыкальных инструментов.
— Это инструмент с большой историей, он был сделан в середине 18 века и ранее принадлежал царской семье. А после революции попал в Госколлекцию, — объясняет музыкант.
Игорь Федоров — успешный кларнетист, на сцене с шестилетнего возраста, в восемь играл в сопровождении симфонического оркестра, в тринадцать стал активно концертировать. Помимо выступлений с симфоническими оркестрами или традиционных камерных Игорь вместе с солистом «Морального кодекса» Сергеем Мазаевым и пианистом Евгением Брахманом задействован в проекте «Классика без кодекса». Где помимо классики музыканты исполняют и полюбившиеся мелодии Френка Синатры, и рок-композиции.
Ну, а заслуженного артиста России пианиста Александра Гиндина давно полюбили саровские слушатели: с Домом ученых его связывают самые теплые отношения. 1 апреля Александр Гиндин дал здесь свой сольный концерт.
— Александр, как родилось «Трижды три»?
— На самом деле идея проекта принадлежит Игорю Федорову. Хотя этот проект рано или поздно все равно бы возник, он органично вылился из наших взаимоотношений. Потому что нас троих объединяет очень давняя дружба. Мы знакомы уже страшно сказать сколько… Лет с тринадцати, наверно? Познакомились на программе «Новые имена» и с тех пор неоднократно вместе выступали. Так что идея «как бы что-то сваять вместе» всегда в воздухе витала, и периодически мы собирались и делали что-то. Правда собрать всех троих вместе, — вот это действительно задачка (смеется).
— В силу занятости сольной карьерой?
— Да. Мы все без ложной скромности хорошие музыканты. Хороший музыкант — это слушающий музыкант. Не тот, кто хорошо играет, а тот, который понимает, где он находится и кто с ним рядом. Хороший партнер, который знает, что ты сделаешь в ближайшую минуту. Мы настолько чувствуем друг друга, что вопрос ансамбля как такового никогда и не стоял. Стоял вопрос времени.
— А почему привезли именно такую программу?
— Потому что нам она показалась замечательной, разнообразной. С одной стороны, знакомый и любимый Брамс, с другой — совершенно новое открытие для многих — Цемлинский и Нино Рота. Впервые эту программу мы играли одиннадцать месяцев назад в московском Доме музыки. Так что у вас — второе выступление.
— Репертуар для такого состава подобрать сложно?
— Да, мало репертуара для такого состава. Конечно, всегда можно сделать переложение. Ну, к примеру, то, что мы играли сегодня на бис — «Весна» Пьяццолла — это было переложение.
— Можем ли мы надеяться, что когда-нибудь опять услышим вашу блистательную игру в дуэте? Таком, как некогда с Николаем Петровым, в рамках которого было создано двенадцать концертных программ. Подбираете ли вы себе сейчас партнера для дуэта?
— Подобрать партнера невозможно, это то же самое, что и «подбирать жену». По заказу не происходит. То, что Николая Арнольдовича не стало, для меня большая трагедия. И быстро занять это место, возможно, и не получится. Я не знаю. Тут все зависит от множества моментов, над которыми я не властен. Сейчас я с большим удовольствием играю с двумя замечательными пианистами — Борей Березовским и Сашей Мельниковым. И, возможно, потихоньку у нас что-то уже начинает выявляться. Дело в том, что в отношении фортепианного дуэта я в какой-то мере чувствую на себе ответственность за жанр. Потому что мы с Николаем Арнольдовичем этот жанр в России подняли. И я не имею права его опустить. Я обязательно буду стараться его продолжать, искать репертуар и выносить на сцену, чтобы жанр жил.
Ольга РУКС, фото автора




