Идеи от поставщиков
Вторую сессию стратегического планирования предварила конференция «Поставщики высокотехнологичных решений для отраслей российской промышленности», которая также прошла в Доме ученых на день раньше — 21 марта.
За столь короткий промежуток времени участники обменялись мнениями по состоянию рынка современных материалов, технологий инжиниринга и проектирования, обсудили потенциал развития и внедрения умных сред в промышленности.
Открывая конференцию, ее ведущий — директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
-Первое — применение автоматизированных систем проектирования. Инженерный труд, который существует сейчас, разительно отличается от того, который был 5−10 лет назад. Второе — открытая система инноваций. Мощности проектирования настолько выросли, что копить знания и обеспечивать исследовательский рост, который бы конвертировался в инженерные решения, почти невозможно вне сетевого сообщества. Третье — промышленность перешла на управление жизненным циклом изделий. Это означает, что мы должны занимать очень гибкую позицию, а зачастую инжиниринговые функции у нас разнятся от проекта к проекту. И последнее. На наших глазах меняется ситуация в мире вещей. Создаваемые объекты должны обладать наивысшей степенью мобильности. Мы имеем дело с тотальным наступлением новых материалов. Все, кто не отвечает этим требованиям, с рынка должны будут уйти.
Сегодня выигрывают в соревновании те, кто станет центром концентрации знаний и компетенций, кто сформирует самую привлекательную среду для этого, — заключил Владимир Николаевич.
Приветствуя собравшихся, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ
Глава города
Очень интересным, на мой взгляд, было выступление главного технолога РФЯЦ-ВНИИЭФ
Например, карбид бора на основе обогащенного изотопа бор-10. Уникальный материал, который может быть применен в системах управления ядерных реакторов. В России ВНИИЭФ является монополистом по изготовлению из этого материала деталей больших размеров. На договорной основе он поставляется для управляющих стержней атомных станций. Кроме того, карбид бора — это лучший материал для средств индивидуальной защиты, таких как бронежилеты. Однако говорить о серийном производстве пока не приходится, хотя некоторые предприятия Дзержинска готовы освоить выпуск бронепанелей и одежды на их основе. Нужны солидные инвесторы, которых и пытаются найти совместными усилиями.
Следующий материал — вольфрамовые сплавы, используемые в различных отраслях промышленности. И опять Институт является в России единственным производителем крупногабаритных деталей из них. Однако при переходе на массовое производство собственных мощностей не хватит. Вдобавок оборудование самодельное и серийно не производится.
Еще один пример — материал на основе проволоки. Технология его достаточно проста, но свойства и качество уникальны. Он идет для изготовления отменных фильтров, вечных и надежных. Этот материал охотно покупает ракетно-космическая отрасль. Проблема та же — отсутствие массового производства.
-Когда представители автотранспортной промышленности предложили рассмотреть вопрос закупки ими сотен тысяч таких фильтров в год, мы встали в тупик, потому что на сегодня не готовы к таким массовым поставкам, — с сожалением констатировал
Есть ряд «умных» материалов, которые при определенных условиях могут вспомнить тот эффект, который был задан до их использования. Ядерный центр — снова единственный в России, кто занимается такими материалами. Его специалисты научились создавать неразъемные и разъемные соединения трубопроводов из разнородных материалов, которые сварить методами плавки невозможно. Эти материалы сейчас востребованы в атомной энергетике. Но здесь другая проблема — на российском рынке нет качественных сплавов-полуфабрикатов. Поэтому мы вынуждены добывать их на… Украине.
А вот следующий материал валяется буквально у нас под ногами. Ученые Института провели мониторинг зольных отходов более 50 тепловых электростанций по всей России. В отвалах находится тысячи тонн стеклянных микросфер. Это бросовое дешевое сырье, которое там просто гибнет. Поле его применения огромно — от взрывчатки до косметики (улучшает качество пудр и кремов). Но в России он почему-то не используется. В качестве одного из примеров во ВНИИЭФ разработали сферолит — очень дешевый теплоизоляционный материал с хорошими характеристиками на основе вот этих самых микросфер и жидкого стекла — отходов любого стекольного завода. Он может найти очень широкое применение не только в оборонной, но и в других, даже не высокотехнологичных, отраслях народного хозяйства.
А еще в ядерном центре разработана уникальная технология изготовления оболочек зеркал рентгеновского телескопа ART-XC по одному из проектов Роскосмоса. Шероховатость поверхности при этом составляет не более четырех нанометров!
Подводя итог своему выступлению, Владимир Иванович сказал:
-ВНИИЭФ обладает высоким научно-техническим потенциалом, позволяющим обеспечить разработку перспективных технологий и уникальных материалов. Мы убедились, что эти разработки востребованы передовыми отраслями промышленности, но встречаемся со сложностями для их тиражирования и наращивания производственных мощностей. Это и есть те барьеры, которые призвана разрешить конференция.
Как всегда эмоциональным был доклад генерального директора ООО «Нано Корунд»
-Мы не ждем, когда нам принесут деньги, мы не плачемся, что нет инвестиций — их нет ни у кого. Мы бегаем по всем институтам развития и получаем инвестиции. Появилось Сколково — очень хорошо. Мы потратили девять месяцев на то, чтобы стать его резидентом. Это очень много, мы понимаем, что неопытны, но надеемся, что другие четыре проекта станут резидентами быстрее.
Сегодня мы производим оксид алюминия, и мы единственный серийный производитель сверхчистого белого порошка в России. Со сбытом проблем нет, цена приличная — 50 долларов за кг, объем выпуска — две тонны в месяц. Мы четко понимаем, что при конкурентной борьбе цена будет падать, и мы готовы снизить ее вдвое.
Для нас Росатом и ВНИИЭФ — это некий трамплин. Мы не думаем, что они нас накормят.
Основной барьер — это мы. Хочешь найти виновного — посмотри в зеркало. Мы не умеем работать с Росатомом, ВНИИЭФ и на международном рынке, но я думаю, научимся.
Забегая вперед, скажу, что в последний день работы сессии рабочая группа по развитию саровского инновационного кластера предложила сделать конференцию поставщиков ежегодной.
Алла ШАДРИНА, фото Надежды КОВАЛЕВОЙ





