Правильно ставить задачу
Мы продолжаем рубрику «Молодой руководитель», в которой знакомим читателей с наиболее успешными и эффективными руководителями. Наш собеседник сегодня — Алексей Дубинкин, начальник группы координации и работы с внешними организациями отдела координации и анализа разработок неядерных вооружений ВНИИЭФ.
«Каким должен быть молодой руководитель, чтобы успешно управлять коллективом?» — с таким вопросом мы обратились к Алексею. Он не стал сыпать весомыми эпитетами, а ответил просто:
— Если уж совсем абстрагироваться от личностных характеристик, то только одним — уметь правильно ставить задачу, грамотно и понятно донести до сотрудников, что от них требуется. Это половина успеха. Ну и опыт руководителя немаловажен.
Инженер Дубинкин возглавил группу, в которой сейчас работают четыре человека, в 2004 году. Четверо специалистов — это, конечно, немного. Хотя говорят же: научился управлять тремя — сможешь управлять и тысячей…
Вообще, отдел, в котором вот уже тринадцать лет работает Алексей Николаевич, очень интересный.
Отдел неядерных вооружений был создан в Институте в 1997 году, когда ядерный центр испытывал большие экономические трудности. Перед предприятием была поставлена задача выжить в изменившихся экономических условиях — требовалось поменять номенклатуру изделий, сделать ее по возможности конкурентоспособной, найти новые рынки сбыта. Помимо основной тематики появились и гражданские проекты, информационные технологии и, собственно, неядерное вооружение.
— 90-е годы во многом были переломными для Института, — рассказывает Алексей Дубинкин. — Испытания по основной тематике были полностью прекращены, часть работ свернута. И хотя неядерное вооружение никогда не было основным направлением, очень скоро оно стало очень важным пунктом конверсионной деятельности. Сейчас примерно 6−10 процентов от общего объема выпускаемой продукции предприятия составляют наши изделия, практически каждый заказ доводится до серийного производства.
— Как вам удается работать в условиях сокращения объема вооружений?
— Армии так или иначе нужны новые образцы оружия, — отвечает мой собеседник. — В последние годы приоритетным стало создание высокоточного оружия, способного обеспечить не только высокую точностью доставки боеприпаса к цели, но и повышенные поражающие характеристики.
Кстати, по официальной информации, разработанные в Институте боевые части и заряды входят в состав переносного зенитного ракетного комплекса «Игла-С», многоцелевого ракетного комплекса «Штурм», противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С», реактивной системы залпового огня «Град», «Смерч».
В отдел Алексей Дубинкин пришел осенью 1998 года, сразу после окончания МИФИ-4. Дипломированному экономисту, почитай, повезло — работать пришлось в новом направлении, да еще и по специальности.
В те годы основной задачей, стоявшей перед отделом, был переход от НИОКР к серийному производству. Специалисты искали пути выхода на рынки, привлекали инвесторов и покупателей. Перед экономистом Дубинкиным и другими специалистами была поставлена задача совместно с инвестиционным отделом Института разработать бизнес-план по привлечению инвестиций. Важно было организовать работу с разработчиками комплексов и систем неядерных вооружений, наладить сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и другими исполнителями, а также регулярно мониторить новинки рынка неядерных вооружений, искать заказчиков.
Номенклатурный лист образцов неядерных вооружений тогда уже был утвержден, определены основные рынки сбыта.
Столь специфическая тематика требовала от сотрудников быть постоянно в курсе всех дел в сфере вооружений. Поэтому отдел проводил анализ, какие разработки и образцы вооружений требуются для российской армии. Большим подспорьем тут служат выставки вооружений, на некоторых из которых Институт представлял свои образцы продукции.
— Алексей, ноу-хау, которые предлагают наши специалисты для ВПК, действительно востребованы?
— Мы не выпускаем конечный продукт. Наши серийные образцы — это лишь часть изделия, которое готовится в комплексе несколькими производителями. Отдел — лишь часть цепочки производителей, и напрямую армии мы ничего не продаем. Хотя вся продукция, что мы производим, является интеллектуальной собственностью Института.
Сейчас в отделе координации и анализа разработок неядерных вооружений работают специалисты разного профиля — исследователи, экономисты, инженеры, юристы. Группа, которую возглавляет Алексей Дубинкин, занимается разработкой бизнес-планов, составлением графиков финансирования под определенные виды работ, планированием, взаимодействием с внешними организациями по финансовым вопросам, подготовкой тендерной документации — в общем, организацией и контролем выполнения договорных обязательств по тематике неядерных вооружений.
Ольга ГОЛОВНЕВА, фото из семейного архива Алексея Дубинкина





