Акцент — на новые знания
Руководство РФЯЦ-ВНИИЭФ продолжает реализацию политики по привлечению к сотрудничеству ведущих компаний высокотехнологичных отраслей.
На прошлой неделе в ядерный центр с рабочим визитом в очередной раз прибыла делегация Федерального космического агентства (ФКА) «Роскосмос». На повестку дня были вынесены вопросы о продолжении сотрудничества по новым направлениям, причем инициатива исходила от представителей Роскосмоса. Они убеждены: если искомой технологии нет в ядерном центре, значит, и в России ее нет. А заключать договора с западными компаниями космическое агентство не спешит: космос по-прежнему остается не только областью научных исследований, но и геополитического превосходства.
В состав делегации Роскосмоса вошли зам. руководителя ФКА А. Шилов, начальник отдела НТК Управления автоматических космических комплексов и систем управления Роскосмоса В. Ворон, зам. председателя Совета РАН по космосу, научный руководитель проекта «Спектр-Ф» Института астрономии РАН (ИНАСАН) А. Боярчук, директор ИНАСАН Б. Шустов, директор НПО им.
— Мы сегодня обсуждали вопросы сотрудничества в рамках отечественной программы освоения космоса и создания нового поколения техники для нужд этой отрасли, — прокомментировал цель визита директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Ефимович Костюков на пресс-конференции с местными СМИ.
Александр Алексеевич Боярчук более подробно раскрыл тему переговоров:
— В космос запускались и запускаются очень сложные механизмы. Соответственно, в нашей отрасли используются самые совершенные из современных технологий. Поэтому и партнеров Роскосмос подбирает только из числа ведущих российских предприятий.
Ваш ядерный центр обладает современными передовыми технологиями, методикой строительства, методикой организации производства. Именно поэтому мы обратились к вам с просьбой о помощи в наших космических исследованиях, точнее, в оснащении необходимыми технологиями. Сегодня мы обсуждали, как и в какой форме будет строиться наше сотрудничество в данном направлении. Мы нашли необходимое взаимопонимание. Мы согласны, что необходима широкая кооперация для достижения поставленных целей.
— Александр Анатольевич, как обстоят дела с развитием вашей отрасли в целом? В свое время мы лидировали в сфере освоения космоса, а сегодня внимание уделяется в большей степени международному сотрудничеству.
— Это не совсем так. У нас много федеральных программ, нацеленных на развитие отечественных проектов. Другое дело, что эти программы мало выполняются. Причина — нехватка финансирования. Поэтому предприятия космической отрасли не могут реализовать все задуманное. У нас случился некоторый застой. Но три дня назад был запущен первый российский эксперимент — радиотелескоп КА «Спектр-Р», созданный в рамках проекта «Радиоастрон» по Федеральной космической программе. Он предназначен для изучения галактик и квазаров в радиодиапазоне, исследования черных дыр и нейтронных звезд в Млечном Пути, а также областей, непосредственно прилегающих к массивным черным дырам. Кроме того, используя обсерваторию, ученые рассчитывают получить информацию о пульсарах и межзвездной плазме. Планируется, что «Спектр-Р» проработает на орбите не менее пяти лет. Это серьезный проект. И это долгожданный эксперимент, на который мы нашли средства.
Что касается международного сотрудничества, то здесь тоже произошли изменения. Если при советской власти мы строили спутники и запускали их в большом количестве, то потом у нас не было на это денег. Зато стал развиваться новый аспект: мы взялись устанавливать на европейские и американские спутники свои небольшие приборы. Но мы надеемся, что ситуация переменится.
— Вопрос к Анатолию Евгеньевичу Шилову. Сегодня многие высокотехнологичные отрасли вынуждены обращаться к западным компаниям за теми или иными технологиями. Причины разные: нет отечественных аналогов, или есть, но это дорого. Как обстоят дела в Роскосмосе? Насколько вы ориентированы на российские разработки?
— Конечно, мы ориентированы на Россию. Поэтому находимся сегодня здесь. Проект, который мы обсуждали, имеет высокую планку, в мире требуемых нам технологий просто нет. Мы нашли ее только в ядерном центре, и не уверены, что ею, обладают, к примеру, США.
В прошлый наш визит мы также обсуждали конкретную технологию, которую искали на всех отечественных предприятиях, а нашли ее только в Российском ядерном центре. Вырисовывается отличная перспектива: на основе взаимных интересов создать некий центр или кластер, который объединит наши усилия. Для Сарова и Института — это работа, для Роскосмоса — меньше головной боли с поиском надежного и ответственного исполнителя заказов. Крупные задачи во все времена решались методом широкой кооперации. Оба проекта, о которых я упомянул, делаются в интересах Российской Академии наук. Задача, которую ставит Роскосмос в рамках соответствующей федеральной программы, сложна. Нет смысла повторять то, что уже сделано на Западе. Акцент — на получении новых знаний. И взаимодействие с вашим ядерным центром нас весьма удовлетворяет.
Хочу подчеркнуть, что нам повезло с руководством РФЯЦ-ВНИИЭФ. Та молниеносная реакция, с которой ваши первые лица откликнулись на наши предложения, сподвигли на новые формы общения и взаимодействия. Мы приложим максимум терпения и усилий, чтобы все космические новшества реализовывались здесь, с вашей помощью.
Научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ академик РАН Радий Иванович Илькаев, подводя итоги визита, отметил:
— Точек роста науки и инноваций в России не так много. И РАН, и Роскосмос, и Росатом относятся именно к таким точкам и могут, объединившись, создавать продукцию мирового уровня в интересах государства. Сейчас главное — организовать эту кооперацию по всем направлениям и наукоемким программам.
Елена ТРУСОВА, фото Сергея ТРУСОВА




