Культура безопасности
Основы безопасности
— Выбор места для Учебного центра не случаен, — рассказал журналистам директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков. — Российский федеральный ядерный центр — один из крупнейших стратегически важных объектов страны. В центре, который является совместным проектом российской и американской сторон, будут проходить подготовку специалисты, занимающиеся охраной Института. В целом центр модернизирован и выстроен в соответствии с требованиями охранной системы, которая применяется на сегодняшний день во ВНИИЭФ. Мы благодарны нашим американским коллегам за те работы, которые были проведены в рамках реализации этого проекта.
Учебный центр был создан в соответствии с Соглашением между правительствами Соединенных Штатов Америки и России «О сотрудничестве в области защиты, контроля и учета ядерных материалов», подписанном обеими сторонами октябре 1999 года. Данная программа, в частности, предполагает совершенствование системы учета, контроля и защиты ядерных материалов на предприятиях атомной отрасли России, а также оснащение их современными средствами учета и контроля и элементами физзащиты.
Пока это единственный специализированный центр в Госкорпорации. Он выгодно отличается от общепрофильных тем, что позволяет обучать и повышать квалификацию узкого числа специалистов, и содержит все необходимые для этого тренажеры. Часть оборудования УЦ была разработана и изготовлена в ВНИИЭФ, а вот финансирование проекта осуществлялось американской стороной.
С современными средствами защиты и новейшей аппаратурой и оборудованием по контролю за состоянием ядерных материалов, представленными в центре, в этот день познакомились и американская делегация, и журналисты.
Проект в действии
— Учебный центр предназначен для подготовки сотрудников системы физической защиты. Это не только охрана, но и специалисты, которые обслуживают датчики технических средств охраны, телевидение и другие средства обнаружения. Кроме того, в центре представлена современная и одна из самых высокоэффективных систем учета и контроля ядерных материалов. Именно она сейчас используется на предприятиях ВНИИЭФ, — рассказывает специалист Учебного центра Андрей Глушак.
Таким образом, центр охватывает три направления — подготовка охранников, технических специалистов службы физзащиты и персонала системы учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ. Он рассчитан на сотрудников ВНИИЭФ, личного состава сил ведомственной охраны и внутренних войск МВД. Пока вопрос обучения здесь специалистов других предприятий Росатома не поднимается, а вот привлекать квалифицированных инструкторов со всех регионов планируется.
— Каждая аудитория УЦ рассчитана на занятия по определенным программам: тут есть зал для проведения больших собраний и общих занятий, классы для целевой подготовки сотрудников охраны, технических специалистов по обслуживанию ТСО и учету и контролю ядерных материалов, — объясняет Андрей Глушак.
В классе подготовки специалистов по техническим средствам охраны представлены образцы периметровых и внутренних средств обнаружения, которые сейчас используются на объектах ВНИИЭФ.
В следующей аудитории будут заниматься часовые-контролеры. Перед нами — современная проходная, которыми сейчас оснащаются площадки Института. Она включает в себя обнаружитель металла радиоактивных веществ и турникетную кабину, которая отреагирует мгновенно и заблокирует проход посетителю, если он, не дай Бог, решит прорваться туда, куда не положено.
Работу аппаратуры Андрей Борисович продемонстрировал на практике. Турникет, как ему и положено, запищал, а кабина заблокировала «посетителя» между крутящимися крестовыми опорами, полностью отрезав пути выхода. Так что освободить его смог только часовой.
Система действительно работает эффективно: идентифицирует каждого входящего, отслеживает вход и выход персонала на объект, фиксирует время прохождения через проходную и тем самым ведет подсчет рабочего времени.
— Проходная российского производства, — комментирует Андрей Глушак. — Если в начале нашего сотрудничества с американскими партнерами здесь было представлено, в основном, импортное оборудование, то сейчас мы можем закупить аналогичное отечественное, не уступающее в качестве. Программное обеспечение тоже наше.
Следующая аудитория — класс обучения сотрудников системы учета и контроля ядерных материалов.
— С помощью финансирования американских партнеров в Институте была создана всеобъемлющая специализированная система учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ. Она включает в себя современные модели контейнеров, переносные считыватели штрихкодов и весы, которые позволяют определять вес материала с точностью до 0,1 грамма, — продолжает Андрей Борисович и не без гордости добавляет, — кстати, ни одной попытки обвинить нас в том, что мы потеряли ядерный материал, не было. Убежден, что с применением новейшего оборудования контроль станет еще строже.
Кульминацией визита в УЦ стало посещение аудитории для обучения сотрудников ФГУП «Атом-охрана». Огромное помещение, в центре которого расположился макет производственной площадки, включающий в себя все, что представлено на реальных объектах — периметр, жилую и производственные зоны, железнодорожный переезд, КПП
На противоположной стороне помещения — огромный экран. Это интерактивный тир — тренажер для отработки стрельбы по движущейся мишени. Вот только стреляют тут не пулями: компьютерная программа фиксирует точность и время выстрела и выдает на экране результат.
— Самое «тонкое» место в охране, как и в любой другой области, — это человеческий фактор, — убежден Андрей Глушак. — Не случайно сейчас вводится такое понятие как «культура безопасности». Это когда человек выполняет все предписания не потому, что положено, а по внутреннему убеждению. И это очень важно. Только когда требования безопасности не вызывают у сотрудника никаких сомнений, возможна максимально эффективная работа в этой сфере. Человек будет знать, что чего-то делать не положено, а охранник выполнять все предписания тщательно, пусть даже несколько раз в день.
Вообще, сотрудники служб охраны, учета и контроля должны знать около 250 законов и подзаконных актов, которые они применяют в своей работе. Среди них правила физической защиты ядерных материалов и радиационной безопасности, законы о промышленной безопасности, государственной тайне
— Почему потребность создания центра возникла именно сейчас?
— Жизнь не стоит на месте, все меняется. К тому же сейчас происходит естественная замена персонала: на смену тем сотрудникам, которые обеспечивали безопасность Института еще с 60-х годов, приходят молодые специалисты. Их нужно обучать на современном оборудовании, которое в дальнейшем будет только усовершенствоваться. Пожилым людям справляться с новинками ТСО сложно, — объясняет Андрей Глушак.
Зато сейчас, по мнению нашего собеседника, качество подготовки охраны будет улучшено.
В год в центре могут пройти обучение несколько сотен сотрудников. Назвать точные цифры Андрей Борисович остерегся, но пообещал, что это полностью покроет потребности Института в подготовке высококвалифицированных кадров служб охраны, учета и контроля. Центр уже готов к работе и с 1 июля откроет свои двери для первой группы стажеров.
Перезагрузка отношений
Программа визита министра энергетики США в Сарове была столь насыщенной, что, к сожалению, не предполагала длительного общения с прессой. Из тех вопросов, что все-таки удалось задать господину Чу, журналистов больше всего волновало, по каким направлениям и в каком объеме будет продолжено сотрудничество министерства энергетики США и ядерного центра.
— Сотрудничество ведется в целом ряде направлений, — ответил Стивен Чу. — Первое — нераспространение ядерного оружия. Цель этой работы — сделать наши ядерные объекты и материалы, которые в них находятся, безопасными и надежно защищенными. Такого рода работа ведется, в том числе, и за счет обмена лучшей передовой практикой, которой обладают оба государства. Эта работа включает в себя и защиту самих материалов на атомных объектах. Вторым аспектом сотрудничества мы считаем подписание совместного с российской стороной Соглашения о взаимодействии в гражданской ядерной сфере — иными словами, в области ядерных энергетик. Обе стороны имеют давние традиции развития ядерной энергетики, создания ядерных объектов. Теперь, после того, как отношения двух стран претерпели «перезагрузку», мы можем двигаться дальше и реализовывать сотрудничество в области гражданской ядерной энергетики, в том числе и с помощью обмена техническими специалистами.
Господин министр отметил, что одной из целей сотрудничества его ведомства с предприятиями Госкорпорации «Росатом» является также сокращение ядерных арсеналов.
— Однако поскольку ядерное оружие все равно будет нужно, — подчеркнул Стивен Чу, — необходимо обеспечить работу таким образом, чтобы боеприпасы, имеющиеся в распоряжении обеих сторон, хранились в достаточно защищенном виде.
Напомним, что незадолго до визита в Саров, в ходе Международного форума «Атомэкспо 2011», который проходил в Москве, Стивен Чу заявил, что, несмотря на последние события в Японии и последовавшим за этим решением ряда европейских стран отказаться от использования атомных электростанций, США пока таких планов не имеет. Наоборот, «Атомэкспо» продемонстрировал необходимость развития мирных атомных технологий — к примеру, в области изотопной промышленности и медицине. А вот контроль в области ядерной энергетики должен быть усилен.
Ольга ГОЛОВНЕВА, фото Ольги ПЕТРОВОЙ и Надежды КОВАЛЕВОЙ





