Добро должно быть сильным.
Мы встретились с людьми, которые добровольно на протяжении уже более двадцати лет помогают больным детям, оставленным на попечении государства. Волонтерство — не профессия и не призвание — это часть жизни, незаметная окружающим, за которую никто не ждет похвалы. Это просто личное дело каждого.
— Наше сотрудничество с Темниковским детским домом для детей-инвалидов с пороками опорно-двигательной системы началось еще в 1989 году, — рассказывают сотрудники отделения 16 ВНИИЭФ Людмила Владимировна Шляпникова и Наталья Геннадьевна Мельникова. — Тогда шефство над ребятами взяли Горком комсомола, КГБ и КБ-2.
Когда для ВНИИЭФ наступили тяжелые времена — перестройка, отсутствие госзаказа, невыплаты зарплаты, — сотрудники Ядерного центра про детей не забыли, инициативная группа регулярно выезжала в Темников, и дети этому были безумно рады. Если не хватало своих средств, привлекались коллеги из подразделений ВНИИЭФ и городских организаций.
Первое время привозили в интернат все самое необходимое — продукты, игрушки, канцтовары, учебники. Сейчас задачи стали несколько иными — строительство детских игровых площадок, например. Совсем недавно завершили ее оборудование, и самое активное участие в этом приняли женсовет и профком ВНИИЭФ.
Но все-таки основной своей задачей волонтеры считают вовсе не это — детям катастрофически не хватает общения, им надо помочь понять, что они не одиноки, они нужны и интересны кому-то, кроме сотрудников родного детского дома.
Самое сложное для ребенка из Темниковского детского дома начитается после того, как он покидает его стены. Часть инвалидов — как правило, второй группы, обучаемые и более-менее дееспособные — отправляют учиться дальше, в специализированное училища или техникумы. Иногда — в обычные колледжи и вузы. Были случаи, когда из темниковских воспитанников получались квалифицированные юристы, экономисты, учителя…
Но гораздо чаще детей ждет другая участь — дорога в дом инвалидов или дом престарелых. Ребенок, минуя пору юности и расцвета, вскоре просто превращается в старика.
Вот поэтому у инициативной группы свое отношение к «обратной связи».
— Многие из тех, кто выпустился пять-шесть лет назад, пишут нам до сих пор, — объясняет Людмила Шляпникова. — Если кто-то попал в трудную жизненную ситуацию, мы помогаем. А если писем нет, значит у ребенка все сложилось.
К сожалению, путевку в жизнь для таких детей государство никак не предусмотрело. Нет программы реабилитации в обществе по достижению ими совершеннолетия, нет рабочих мест и специализированных домов, где они могли бы общаться со сверстниками.
Усыновить этих детей тоже мало желающих.
— Когда мы разговаривали с прежним директором Темниковского детского дома — очень хороший был человек, талантливейший педагог, — всегда удивлялись, почему он был настроен категорически против поиска родителей, — рассказывают мои собеседники. — А потом стало понятно. Слишком велика вероятность тяжелой психологической травмы. От этих ребят отказываются еще в роддомах. У нас было всего несколько случаев, когда их находили и забирали собственные родители. Взять такого ребенка — значит уволиться с работы и все свое время, силы и средства отдавать ему. Поэтому наш девиз — не навреди.
Кстати, ошибочно думать, что в общественных организациях такого типа состоят только сердобольные женщины. В Институте находятся немало мужчин, неравнодушных к детским проблемам, умеющих помогать и любить.
— Человек от природы добр, — убеждена Людмила Шляпникова. — Просто каждому надо дать возможность проявить это качество. Сложно не заниматься благотворительностью, а осознавать, что рядом живет тот, кому во сто крат хуже. Разве это не давит на совесть?
Ежегодно деньги темниковским воспитанникам собирают сотрудники подразделений Института. Когда же задача предстоит более масштабная, волонтеры обращаются в женсовет и профком ВНИИЭФ, в коммерческие фирмы. Еще не было ни одного случая отказа. Иногда появляются и спонсоры. Например, недавно одна семья пожертвовала на лекарства 30000 рублей.
Когда новички встречаются с ребятами, волонтеры их всегда предупреждают: ни в коем случае не привязывайтесь к одному ребенку! Дети считывают все моментально, и вот уже через пару часов начинают считать вас своим потенциальным родителем. Нельзя давать ребенку необоснованные надежды. Волонтеры всех приглашают к сотрудничеству: «Нервы в кулак — и с улыбкой на лице давайте работать. Мы можем, и вы справитесь». Добро должно быть сильным.
Ольга ГОЛОВНЕВА, фото предоставлено Л. Шляпниковой






