Когда работа требует тишины
Легко ли быть руководителем, когда тебе нет и тридцати, в твоем подчинении почти два десятка людей, многие из которых старше тебя, и когда на тебе лежит огромная ответственность, потому что таких специалистов — раз два и обчелся? Об этом мы поговорили с гостем редакции — начальником лаборатории научно-исследовательского отдела ИЯРФ Даниилом Александровичем Молодцевым.
Он возглавил лабораторию в конце 2009 года. Такой стремительный карьерный рост был вполне закономерен — молодого специалиста сразу приметил замначальника отделения по науке
— Нужно было усилить определенное направление, на которое меня и кинули, — рассказывает Даниил. — Так до сих пор мы и занимаемся развитием и разработкой методик измерений специзделий. Освоиться в коллективе, изучить принципы работы в лаборатории по основной тематике помогли мои наставники Николай Васильевич Рубцов, Юрий Александрович Спехов и Валерий Михайлович Кузнецов. И, конечно же, до сих пор меня курирует Владимир Иванович Нагорный, с которым у нас полное взаимопонимание.
Когда меня приняли в отдел, возглавляемый Александром Васильевичем Калуцким, в отделение, начальником которого является Вячеслав Иванович Смердов, передо мной сразу поставили задачу за три-четыре года постигнуть всю кухню, чтобы я смог самостоятельно руководить проведением измерений.
Через пять лет, а это небольшой срок, смекалистого молодого человека назначили на должность, при этом он параллельно учился заочно в аспирантуре. И сейчас кандидатская на стадии оформления.
Как он достиг всего за такой короткий срок? Может, что-то есть особенное в биографии этого спокойного добродушного улыбчивого человека, во внешнем облике которого с большим трудом угадывается профессия физика-ядерщика? Да нет, все очень просто.
Паренек из Каменска-Уральского Свердловской области задумался о будущей профессии только в старших классах школы. Приверженцами точных наук в их семье были практически все: бабушка преподавала в школе математику, дядя — физику в местном институте, отец долгое время работал инженером-радиоконструктором на оборонном предприятии. Даниил сначала учился в обычной школе и серьезно занимался греко-римской борьбой. Ездил на всероссийские соревнования, выступая на уровне кмс, и при этом великолепно совмещал спорт и учебу. А затем встал перед выбором — школа олимпийского резерва или физико-математическая. Любовь к наукам победила, да и дядя, завкафедрой общей физики, убедил, что нет ничего интереснее, чем понимание физической сущности бытия. Он же подготовил к поступлению в Уральский государственный технический университет — УПИ, на физико-технический факультет по специальности «Приборы и методы контроля качества и диагностики». Пять с половиной лет в Екатеринбурге пролетели незаметно, и друг отца из Питера, который ездил в Саров в командировки, посоветовал Даниилу написать письмо в ядерный центр. Студент так и сделал и начал ждать ответ, а потом об этом как-то забыл. Получив диплом с отличием, планировал поступить в аспирантуру, как вдруг ему позвонили из Сарова и дали три дня на раздумье: ехать или нет во ВНИИЭФ.
12 апреля 2004 года, аккурат в День космонавтики, Даниил Молодцев прибыл на работу в ИЯРФ. Багаж знаний, который приобрел в институте, помог стать специалистом в области, в которой до сих пор большие сложности с кадрами из-за того, что их не готовят в СарФТИ. И уже в 2006 году Даниил удостоился звания лучшего молодого специалиста, в 2009-м в соавторстве занял первое место в конкурсе работ молодых специалистов, а на следующий год получил президентскую стипендию для молодых работников оборонно-промышленного комплекса. Он принимает активное участие в межотраслевых конференциях, институтских комиссиях, научно-технических советах подразделения.
Молодцев — руководитель демократичный:
— В некоторых вопросах я требовательный, пытаюсь добиться от подчиненных такого же понимания задач, какое есть у меня. Зачастую это тяжело в силу разного видения проблем, но я всегда стараюсь принимать коллегиальное решение. Нет такого — как я сказал, так и будет. Меня больше устраивает, когда человек думает, что-то предлагает, а затем мы с ним вместе вырабатываем подход к решению определенных задач. Так что стараюсь у подчиненных развивать самостоятельность.
— Как с таким характером удается роль начальника?
— Видимо, этим я и беру, хотя мои наставники всегда советовали быть более жестким. Но пока конфликтных ситуаций не возникает, тем более что я всегда стараюсь найти компромисс и распределить работу равномерно по мере сил и возможностей своих сотрудников. Я не требую от них, того, чего они просто физически сделать не смогут. С ними я работал несколько лет и знаю, кто на что способен.
Со временем, может быть, и стану более жестким, а может, этого и не надо, ведь работа в лаборатории требует спокойствия и тишины.
— К руководящим вершинам стремиться не пора?
— Пока нет такой задачи, сначала надо полностью овладеть руководством лабораторией. Я считаю, что человеку, неожиданно брошенному возглавлять большой коллектив, тяжело справляться, поэтому нужно начинать с более низкого уровня. И хотя меня к руководству подводили постепенно, к должности начальника лаборатории еще надо привыкнуть.
Кстати, в день нашей беседы, 19 мая, Даниилу исполнилось тридцать, а 7 мая у него родился сынок, которого они с супругой Валерией назвали Александром. Свою вторую половинку Молодцев привез из родного города. Как признался молодой отец, жизнь сейчас бурлит — малыш требует много внимания, но спать все-таки дает. И Даниилу снятся путешествия на велосипеде и байдарках, в которые он обязательно будет брать своего сына.
Лана БОЙЦОВА





