Рашит Шагалиев: «ВНИИЭФ славен своими традициями»
29 сентября первому заместителю директора Института теоретической и математической физики, начальнику научно-исследовательского отделения, доктору физико-математических наук, заслуженному деятелю науки России Рашиту Мирзагалиевичу Шагалиеву исполняется 60 лет.
ИТМФ называют мозговым центром нашего Института, он по праву является лидером в области суперкомпьютерных технологий. Буквально за год здесь создана и запущена в производство компактная суперЭВМ, предназначенная для решения задач не только в атомной отрасли, но и на гражданских предприятиях.
Шагалиев убежден, что успехи ВНИИЭф в области суперкомпьютерных технологий и методов математического моделирования — это результат многолетней планомерной работы, которая ведется в ядерном центре с момента его основания.
— Рашит Мирзагалиевич, все-таки о суперкомпьютерных технологиях стали говорить буквально в последние два-три года, хотя успехов в этой области мы добились давно. С чем это связано?
— ИТМФ РФЯЦ-ВНИИЭФ — единственное место в России, где сосредоточены все компоненты суперкомпьютерных технологий. Уровень вычислительной техники растет, повышаются требования к точности компьютерного моделирования, класс задач расширяется, и понятно, что в силами одной организации становится все труднее отвечать современным вызовам. Неслучайно в ведущих странах Западной Европы и США работы по созданию и внедрению суперкомпьютерных технологий организованы через крупные государственные программы. Эти тенденции и были основанием для того, чтобы руководство ВНИИЭФ вышло с соответствующей инициативой
— Какие задачи стоят сейчас перед коллективом ИТМФ в области суперкомпьютерных технологий?
— Здесь, конечно, главной задачей является дальнейшее развитие работ в интересах основной тематики, связанных с обеспечением обороноспособности страны. Другой важной составляющей является задача создания уже в ближайшие три года четырех базовых пакетов программ для имитационного моделирования на супер-ЭВМ процессов, характерных для изделий предприятий высокотехнологичных отраслей. Они должны быть внедрены в работы более чем десяти предприятий. Также по поручению президента РФ мы предоставим для гражданских работ часть мощностей нашего вычислительного центра (кстати, самого крупного в России). Плюс создание компактных суперЭВМ, которые были приняты государственной комиссией и запущены в серийное производство. Они могут быть установлены в любом помещении, не нуждаются в специальных инженерных системах, обладают низким уровнем шума. Первые машины уже переданы на предприятия нашей отрасли и авиастроения. Планируется до конца этого года произвести не менее двадцати таких ЭВМ, и для России это очень крупный показатель.
— Вас называют одним из ярких представителей «софроновской школы», продолжателем научных традиций Института…
— ВНИИЭФ вообще славен своими традициями, отношением к работе, научными школами, основателями которых являются крупнейшие ученые нашей страны.
Традиционно в ИТМФ ведется активная работа по привлечению молодых специалистов. Так приняли когда-то и меня, выпускника механико-математического факультета Казанского государственного университета. В тот момент в коллектив математиков влилась большая группа молодежи — выпускников ведущих вузов страны, все мы стремились проявить себя, у нас была творческая атмосфера. И рядом с нами были опытные специалисты, со своими наработками и результатами. Преемственность в ИМТФ сохранилась: сейчас у нас более трехсот сотрудников в возрасте до тридцати двух лет, с ними рядом старшие товарищи, ведущие специалисты.
— Кто был вашим первым руководителем?
— Виталий Ефимович Трощиев. Это был подарок судьбы — попасть в его коллектив. Он ориентировал молодежь на творческий подход к работе, на поиски нового. У нас было огромное поле для творчества. Сочетание хорошей научной школы и работ, проводимых с участием известных ученых, помогло сразу освоить новые научные направления, которые меня очень увлекли. Мне порой жаль, что в настоящее время я не могу уделять этому столько внимания, сколько раньше.
— Много лет вы работали с Иваном Денисовичем Софроновым, которого по праву называют основоположником математической школы нашего Института.
— Это был еще одной большой удачей в жизни. Иван Денисович был уникальным ученым, умеющим мыслить ясно и логично, при этом — прекрасным организатором, который отвечал за работу большого коллектива, решающего крупные задачи. Мы тесно общались до последних дней его жизни. Я благодарен ему за то, что даже на самые непростые вопросы он отвечал открыто и помогал мне. Работа с ним была прекрасной школой для всех нас, а для меня, молодого руководителя, в особенности.
— Сейчас проблема привлечения молодых талантливых специалистов остро стоит перед всеми подразделениями Института.
— Это действительно так. Но надо понимать, что раньше для нашей отрасли была совсем другая система подготовки кадров. Было целевое распределение, молодежь сразу обеспечивали жильем, и к нам ехали выпускники четырех ведущих по нашему направлению университетов: московского, ленинградского, казанского и нижегородского. Мы и сейчас с этими вузами поддерживаем тесные контакты, но по ряду известных причин, прежде всего связанных с закрытостью работ, набор выпускников вызывает дополнительные трудности. Но мы не опускаем руки — ездим в эти вузы, читаем лекции, каждый год привозим старшекурсников, чтобы показать, чем мы занимаемся, какие задачи решаем. Мы присматриваемся к студентам, на этапе приема на работу проводим свой экзамен, некий теоретический минимум, чтобы убедиться, что человек обладает необходимым набором знаний. И все это дает свои плоды.
В 90-е годы прошлого века в СарФТИ мы создали свою кафедру, котора пользуется популярностью. С третьего-четвертого курса начинаем плотно работать со студентами, вовлекая их в научно-исследовательскую деятельность. Когда к нам приходит молодой специалист, мы изыскиваем разные способы его стимулирования и поддержки, в том числе достойный уровень заработной платы и обеспечение нормальных бытовых условий. Чтобы привлечь молодые талантливые кадры, в этом направлении надо работать, а не сидеть сложа руки.
— Одним из методов работы с молодежью стало создание семинара «Супервычисления и математическое моделирование», который называют «шагалиевским»…
— Основателем семинара является Иван Денисович Софронов. Наше направление бурно развивается, и здесь очень важно обеспечивать условия для такого развития, которое исключали бы угрозу отставания от мирового научного сообщества. Для этого необходим регулярный обмен знаниями. В отличие от многих других академических научных организаций у нас ограничены возможности выезда за рубеж, а электронный метод получения материалов не заменяет живого общения. И нам хотелось найти такую форму работы с приглашением специалистов из других организаций (в первую очередь, из России, а также из Америки и Франции), чтобы она была узкой по составу, но емкой по объему информации. Так появился семинар. В этом году он будет проводиться в двенадцатый раз. Помимо традиционных направлений планируем открыть еще одну секцию — по гражданской тематике.
— Вы также являтесь председателем ученого совета по присуждению ученых степеней. На ваш взгляд, стремится ли современная молодежь защищать кандидатские?
— Все зависит от человека. Многие талантливые молодые специалисты ИТМф давно уже имеют достаточный задел для подготовки диссертации. Приходится их подталкивать к принятию решения о защите ученой степени. В ИТМФ в год защищаются от четырех до семи человек. Не стоит забывать, что требования к научным работам в нашем Институте высокие, а также о том, что, к примеру, в математическом отделении сотрудники порой перегружены работой. Тем не менее, стремление получить ученую степень с моей стороны всегда приветствуется.
— Рашит Мирзагалиевич, у вас плотный график работы, вы курируете много направлений. Как все успеваете?
— Полагаю, что в жизни можно многого добиться, если за твоей спиной — надежный тыл. У меня он есть: супруга Валентина, с которой вместе учились в университете, приехали в Саров и счастливы вот уже почти сорок лет. Дочь работает во ВНИИЭФ. Сын остался в Москве после окончания мехмата МГУ. Шесть внуков: старшая учится на четвертом курсе института, младшей — семь месяцев. Крепкая и дружная семья — это счастье. Вот и весь секрет…
Наша справка.
Рашит Мирзагалиевич Шагалиев — лауреат Государственной премии СССР, премии
Елена ТРУСОВА, фото из архива ИТМФ





