Отдавать самое лучшее
После концерта мы поговорили с режиссером, лауреатом международных конкурсов и фестивалей Натальей Липайкиной, которая, кстати, выросла в нашем городе:
— Как вы стали работать в «Геликон Опере»?
— Саров — мой родной город, я здесь выросла и очень его люблю. В свое время я закончила дирижерско-оркестровый институт, потом режиссерский факультет ГИТИСа и начала работать в нашем театре. Некоторые мои постановки стали лауреатами различных конкурсов. Кроме того, я играла в театре и как актриса. Потом какое-то время занималась педагогикой в музыкальной школе и школе искусств. А потом уехала в Москву, куда меня позвали мои друзья-однокурсники. Там мы встретились с Димой Бертманом, с которым раньше вместе учились (сейчас он — художественный руководитель театра «Геликон Опера»), и он предложил работать вместе. Это было почти 10 лет назад. А в этом году «Геликону» будет двадцать — 10 и 11 апреля будем отмечать. Сейчас мы временно работаем на Новом Арбате, а вообще у нас идет реконструкция старого здания и пристройка нового зала. Господин Лужков нам пообещал, что к 2011 году мы в это здание въедем.

Наш театр много гастролирует, я очень рада, что работаю здесь. Мы объездили много стран, и не только Европы, но и Америки. Были в Ливане, Израиле и много других.
— Программа сегодняшнего концерта уникальная?
— Да, она создавалась специально для выступления здесь, в Сарове. Но вообще скажу так: какую бы программу я ни делала, какой бы спектакль ни ставила — я его никогда не повторяю. У меня нет такой привычки — взять какую-то традицию, накатанную программу и ездить с ней по стране и зарубежью. То есть, иными словами, в зависимости от того, где мы будем играть концерт, я стараюсь сделать определенную программу.
Я хочу выразить особую благодарность директору Дома ученых Алевтине Афанасьевне Ронжиной, потому что все это целиком и полностью результат ее инициативы, ее энтузиазма и энергии — она меня сюда уже давно приглашала. Когда-то на этой сцене у меня было два моноспектакля, с которыми я стала лауреатом некоторых театральных конкурсов, — «Тапочки на босу ногу» и спектакль по Мандельштаму. У нас тогда был целый фестиваль моноспектаклей, и я работала как актриса и как режиссер.
Мне очень хотелось подарить праздник Сарову, потому что я действительно люблю этот город. Я была уверена, что придут люди, которых я знаю и люблю и которые знают меня. Мне хотелось, чтобы люди увидели театр «Геликон Опера» во всей его красе.
— То есть можно сказать, что сегодня было все лучшее в исполнении «Геликона»?
— Я не могу так утверждать, потому что лучшего у нас еще очень много. Мы выбирали то, что, на наш взгляд, максимально затронуло бы зрителя. И мы не случайно именно так построили программу. Например, первое отделение — это два больших блока, большие сцены из опер. Мы хотели показать, что мы можем не только петь, а еще и играть, взаимодействовать и работать со зрителем. А во втором отделении были классические шлягеры (хотя мне и не нравится это слово) — много известной, душевной, красивой, но довольно сложной в вокальном отношении музыки. В таком виде и в таком составе солистов мы эту программу никогда нигде не показывали.
— Где проще выступать — в Москве или Сарове?
— Мы стараемся всегда работать с отдачей, даже для двух людей. Поэтому я старалась привезти сюда ведущих артистов театра — актеров, которых я очень люблю. Это уже привычка у нас такая — отдавать, отдавать, отдавать самое лучшее.
— На вашем официальном сайте много сказано про поддержку от правительства Москвы.
— В Москве поддерживают не только наш театр. «Геликон Опера» совершенно уникален. Он действительно востребован не только в Европе, но и в мире. Мы очень много гастролируем. У нашего театра 13 золотых масок. У нас титулованный художественный руководитель. В итоге, наш театр привносит очень много нового именно в развитие музыкального театра. У нас идет очень много опер, которые вообще впервые исполняются в России. Например, недавно в Кремлевском Дворце съездов была премьера «Царица» Давида Тухманова, в прошлом году — «Распутин» оскароносного композитора Джона Ривза (это была первая постановка о Распутине в России), «Лулу» Берга. Очень много других спектаклей, которые идут впервые, и в этом смысле театр продвинутый, современный и очень молодой.
— Как вы относитесь к современным оперным интерпретациям?
— У нас это все в театре есть. Та же самая «Кармен», которую вы слышали, — это современная интерпретация. Мы играем спектакли, которые идут вразрез с общепринятыми тенденциями, и таких действительно очень много. И я полагаю, вы видели и отметили на концерте, что у нас очень подвижные, артистичные, глубокие актеры, они могут импровизировать и прекрасно общаются со зрителем. В «Геликоне» нет четких канонов, и в этом плане у нас очень, повторюсь, современный театр.
И.Шульц





