Неуспокоенность
25 декабря отметила юбилей замечательная женщина, инженер-исследователь РФЯЦ-ВНИИЭФ и бессменный профсоюзный лидер одного из подразделений Зоя Васильевна Клищ.
В ее богатой копилке имеются звания «Ударник коммунистического труда», «Ветеран атомной энергетики и промышленности», многочисленные благодарственные письма, почетные грамоты и медали.

Девушка-крестьянка
Где-то в просторах Самарской области затерялось маленькое село Новодевичье — малая родина Зои Васильевны. В памяти сохранился деревянный дом с соломенной крышей, большое хозяйство. Отец умер, когда девочке было 13 лет. В многодетной крестьянской семье, кроме Зои росли еще две сестры и три брата. Старшие помогали матери с малышами, а заодно занимались домашним хозяйством. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, мама Екатерина Михайловна была убеждена, что дети должны получить хорошее образование. Зое учеба давалась легко. Закончив десятилетку, девушка решила поступить в Куйбышевский государственный педагогический институт, на химико-биологический факультет. Однако мама поставила условие — зарабатывать на учебу Зоя должна сама.
— Мамина зарплата была настолько маленькой, что на всех ее, конечно, не хватало. Поэтому параллельно с учебой я стала подрабатывать. Проректор по хозяйственной части предложил мне мыть полы в аудиториях, и это было вовсе не зазорно. Кроме того, я получала повышенную стипендию 35 рублей. Это была большая сумма. 1 рубль 50 копеек высчитывали за проживание в общежитии, обед в студенческой столовой стоил 44 копейки, завтрак — 20 копеек. Хватало и на тетради с ручками.
Университеты
Профсоюзной деятельностью Зоя Васильевна начала заниматься еще в институте, став председателем профсоюзного бюро факультета, затем продолжила работу в областном комитете студенческого профсоюза.
— В мои обязанности входило и организация студенческих весен, и работа в общежитиях, и досуг студентов… Было интересно этим заниматься и знаете почему? Не было равнодушия. Поколение шестидесяты-семидесятых было активным. Объяснялось это просто — практически все студенты вышли из бедных деревенских семей, и ребята пытались наверстать упущенное, развиваться как личности.
Студенческая жизнь проходила интересно. В пединституте часто устраивали дискотеки, куда приглашали студентов других городских вузов. В один из таких вечеров в День учителя Зоя встретила студента Куйбышевского авиационного института Владимира, который пришел за компанию с друзьями. Вскоре влюбленные поженились, Зоя после института отправилась работать в школу, а ее супруг заканчивал шестой курс.
— Собственно, благодаря Володе мы и попали в Саров. В 1973 году его отобрали для работы во ВНИИЭФ. Он получил место конструктора в одном из отделений, где работает до сих пор.
Зою Васильевну город принял не очень радушно. Работы по специальности не было, практически все жены молодых ученых были с педагогическим образованием, а вакансий в городских школах к тому времени не было. Кроме того, семью Клищ в общежитии поселили в разных комнатах. Потом молодым выделили отдельную комнату, и все постепенно устроилось.
Зое Васильевне предложили место табельщицы в том же отделении, где трудился Владимир. (Кстати, это отделение можно назвать «семейным». Супруги Клищ проработали там всю жизнь, теперь династию продолжает сын.) Конечно, не об этом мечтала Зоя, но выбирать было не из чего, и она согласилась.
Молодая женщина начала учиться новой профессии, и получалось это у нее очень неплохо. Вскоре она стала лаборантом, а закончила карьеру инженером-исследователем второй категории.
— В группе из тринадцати мужчин я была единственной женщиной. Один коллега мне как-то сказал: «Зоя, в мужском коллективе, какой бы ты умницей ни была, баба всегда — дура». Это так подстегнуло меня, что я стала работать с еще большим энтузиазмом.
Профсоюз — ее жизнь
Зоя Васильевна отработала в отделении более 36 лет и весной этого года ушла на пенсию. Много лет возглавляя профсоюзную организацию подразделения, она стала родоначальником огромного числа традиций и обычаев. Сотрудники отделения и в спорте, и в общественной работе были первыми, и праздничные вечера здесь организовывались лучше.
— Профсоюзная деятельность — это отдельная строка в моей трудовой биографии. Вся жизнь отдана этому. Но могу сказать уверенно, что я ушла с легкой душой, передав полномочия в надежные руки молодежи, — говорит З.Клищ.
А в 90-е годы Зоя Васильевна все же столкнулась с педагогикой, но не в качестве учителя. Два созыва она проработала депутатом городского совета, входила в состав комиссии по народному образованию:
— В то время зарождалась демократия, можно было критиковать начальство. Не было коррупции, амбиций… В первом созыве я добилась того, чтобы в школах города были введены бесплатные завтраки. Сначала ВНИИЭФ стал выделять деньги на эти цели, а уже позже в бюджете стала закладываться приличная сумма. Во втором созыве я была заместителем комиссии по народному образованию. В это время школы № 15 и 2 получили статус гимназий, школа № 3 стала лицеем, открылась школа № 7, школа
№ 5 стала экспериментальной площадкой — здесь впервые начали преподавать религиоведение и пропагандировать христианскую мораль.
С особым уважением вспоминаю работу с Геннадием Закировичем Каратаевым. В то время он был образцом руководителя. С депутатами он встречался даже после конца рабочего дня, его дверь была открыта во всякое время, и с ним было можно решить любой вопрос. Даже установку МАФов сам контролировал. Ни одна копейка не уходила «налево». На сессиях избирались начальники отделов гороно, культуры, ЗАГСа, впервые создали комиссию по делам молодежи. Кстати, тогда мы работали вместе с Татьяной Ивановной Левкиной и таких праздников, как делала она, теперь уже не бывает.
Сейчас Зоя Васильевна на заслуженном отдыхе, однако активность не позволяет ей оставаться в стороне от родного Института. Она готова работать в совете ветеранов или профсоюзе ВНИИЭФ. Мы поздравляем Зою Васильевну с предстоящим юбилеем и желаем оставаться такой же молодой и энергичной.
Г. Урусова, фото из семейного архива Клищ




