На заводе ВНИИЭФ уже 60 лет работает Александр Петрович Федотов. Он был причастен к созданию РДС-1.
В июле 1949 года после окончания Московского ремесленного училища А. П. Федотов прибыл на наш объект и стал трудиться на заводе № 1. 18-летнему пареньку сразу доверили работу контролера 5-го разряда. Ему поручалось проводить проверку наиболее ответственной продукции — деталей из спецматериалов и сборок центральных частей, в том числе и серийных заряда РДС-1.

Из воспоминаний А. П. Федотова:
— Я поработал несколько недель на общем участке, а потом меня перевели на участок с двумя спецкомнатами, где обрабатывался уран и делалась центральная часть заряда. Требования к работникам ОТК предъявлялись очень строгие. Но народ был доброжелательный. Ведь по направлению ЦК партии сюда приехали передовые рабочие высокой квалификации, с высоким чувством ответственности, с высокой дисциплиной. Все детали имели заводские номера. Все размеры, которые я проверял, фиксировались в журнале. В целях секретности часть размеров не была в чертежах, стояли только буквы, которые приходилось расшифровывать. Поэтому надо было быть очень внимательным. Периодически меня вызывал Ю. Б. Харитон. Он обычно приходил на участок и говорил: «Позовите мне вон того мальчика с журналом». А я был маленький, худенький — 52 килограмма. Приходил с моим журналом, и Харитон выписывал из него размеры деталей, которые его интересовали, спрашивал о методике проводимых мной измерений".
В 1952 году, имея уже 7-й разряд контролера, Александр Петрович назначается начальником бюро технического контроля спеццеха. Вместе со своими подчиненными он продолжает принимать непосредственное участие в выполнении контрольных операций.
Без отрыва от производства заканчивает Московский политехникум. А в 1956 году назначается на должность заместителя начальника ОТК завода. В разные годы он работал заместителем начальника спецпроизводства 33, заместителем начальника цеха 35, главным диспетчером и начальником производственно-диспетчерского отдела завода.
А.П.Федотов — почетный ветеран РФЯЦ-ВНИИЭФ. У него большое количество наград, в их числе орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «Ветеран труда», знак «Ветеран атомной энергетики и промышленности» и многочисленные знаки «Победитель социалистического соревнования». В 2003 году он удостоен звания лауреата Государственной премии.
Юбилею испытания первой советской атомной бомбы была посвящена встреча А. П. Федотова с молодыми работниками завода. Открывая встречу, директор завода Г. В. Комаров отметил историческую значимость испытания, потому что оно нарушило монополию США на обладание ядерным оружием, которое к тому времени ими было применено уже дважды в Японии. Это испытание сделало невозможным новую войну. Геннадий Владимирович рассказал о том, как в 1946 году создавался завод, какие сложные организационные и технологические задачи пришлось решать коллективу в течение трех лет, предшествующих испытанию первой атомной бомбы:
— За три года были созданы десятки новых технологий, которые стали фундаментом для технологии сегодняшнего дня. Эти технологии позволили за три года с нуля создать уникальный ядерный заряд. Последними, кто фактически касался этого заряда, который сегодня называют первой атомной бомбой, были руки наших заводчан, начиная с директора завода № 2 А. Я. Мальского.
Время быстротечно и безжалостно. Люди, которые создавали бомбу, к сожалению, уходят из жизни. Недавно мы проводили в последний путь Воронина С. Н., Тимонина Л. М. В конце прошлого года мы простились с нашим заводчанином Сухоруковым С. А., который собирал заряд и здесь, на заводе, и на полигоне. Поэтому живущие и работающие рядом с нами люди, которые трудились в те годы, когда создавался атомный заряд, когда он испытывался, составляют особую ценность для нас. Их можно еще услышать, увидеть, буквально потрогать: вот они — теплые, живые, и дай Бог им здоровья. Самое главное — надо попытаться от них прочувствовать дух того времени, тот задор, с которым они решали сложные задачи по созданию атомной бомбы. Ведь три первых года со дня основания завода наши заводчане фактически жили здесь. Именно такая работа, такой ритм, такое напряжение позволили создать в кратчайшее время первый заряд.
Характеризуя Александра Петровича Федотова, Г. В. Комаров отметил, что молодому поколению заводчан можно многому поучиться у него. Он весь в работе. Он — человек неравнодушный, не может пройти мимо неправильных решений, мимо проблем, возникающих в процессе работы. Решает вопросы не только непосредственно диспетчерского отдела. Неравнодушен к вопросам технологии, организации производства. А. П. Федотов неоднократно участвовал в испытаниях новых изделий на Семипалатинском полигоне и на полигоне Байконур. Он безусловно пользуется авторитетом у главного конструктора КБ-1, у тех, кто занимается зарядом, газодинамикой.
Выступивший на встрече руководитель ПДО завода М. Ю. Фадеев отметил, что практически все разработки КБ-1, которые изготавливались на заводе, начиная с РДС-1, прошли через руки А. П. Федотова. Он обладает глубокими инженерными знаниями, в том числе в области физических принципов работы изготавливаемых изделий, их конструкций и назначений, знаниями большинства технологических процессов завода, что позволяет ему принимать эффективные решения:
— Я считаю, что А. П. Федотов за свой 60-летний трудовой стаж во ВНИИЭФ сэкономил миллиарды рублей. У него свой подход к делу. Прежде всего предъявляет высокие требования к конструкторской документации. Если что не так, добивается изменения конструкции, изменения технологии. Затем смотрит, как затратить меньше материальных ресурсов, снизить трудоемкость работ, выдать продукцию в кратчайшие сроки. Он понимает всю ответственность, возложенную не только на завод, но и конкретно на него самого".
Многие за глаза называют А. П. Федотова «заводским Кулибиным». Он живет работой. Занимался и вопросами изготовления и совершенствования конструкции взрывных перфораторов для нефтяной промышленности. Рассказывают, что Александр Петрович даже будучи в санатории, вместо того чтобы просто лечиться и отдыхать, корпел над разработкой конструкций этих самых перфораторов (внимательные люди заметили).
Из выступления А. П. Федотова:
— Я с самого начала трудовой деятельности на заводе работал с самим центральным узлом атомной бомбы. Работа была сугубо секретная. Когда приходил руководитель объекта или потом директор Института, или из Москвы приезжали министры, академики, то Ю. Б. Харитон им разъяснял роль каждой детали, докладывал о ходе работ. Я при этом присутствовал. Когда уже пошли новые варианты изделий, их отработкой, прежде чем выпустить на испытания, занимался Главный конструктор Е. А. Негин. Я как представитель завода на совещаниях, проводимых у него, всегда присутствовал. И всякий раз проникался той ответственностью, которую несет Институт, завод и каждый работающий на оборонную мощь страны. Конечно, это тоже повлияло на мое отношение к делу. Мое поколение закалку в труде проходило в другое время. Требования были жесткими. У нынешней молодежи больше свободы. Но все равно надо любить свой завод. А к своему делу относиться ответственно".
Много интересного рассказал на этой встрече А. П. Федотов. Обратившись к молодым заводчанам, начальник бюро кадров и социальных вопросов завода О. Н. Мартьянова призвала их интересоваться историей родного завода, гордиться своим трудовым коллективом и такими людьми, как А. П. Федотов, достойно носить звание заводчанина. Александра Петровича тепло поблагодарили за многолетний труд и за воспоминаниями, которыми он поделился. От всех собравшихся поздравили с 60-летием трудовой деятельности на заводе ВНИИЭФ, пожелали доброго здоровья и вручили цветы. А в память о встрече с ним сфотографировались.
Валентина Порваткина