Жизнь, полная смысла
21 сентября советнику главного технолога РФЯЦ-ВНИИЭФ кандидату технических наук Геннадию Григорьевичу Савкину исполняется восемьдесят лет.
Будущий лауреат Ленинской и Государственной премий СССР и премии
После войны Гена вернулся в Москву, в девятый класс особой мужской школы
№ 425. В классах занималось всего по шестнадцать учеников, прийти в школу с невыученными уроками было немыслимо, педагоги (среди них — заслуженный учитель СССР, награжденный двумя орденами Ленина А. Кузнецова, или депутат Верховного Совета СССР М. Гоголева) всю душу вкладывали в обучение одаренных юношей. И они надежды оправдали — шестеро стали «золотыми» медалистами, столько же — «серебряными». Геннадий, правда, медали не удостоился, учеба в саранской школе подвела, но подготовку к поступлению в вуз, как и все остальные ребята, получил просто потрясающую. Поступать сначала хотел в медицинский институт, а в результате остановился на химико-технологическом, который и окончил в 1952 году, причем настолько успешно, что его уговаривали пойти в аспирантуру. Но талантливым молодым человеком еще на четвертом курсе заинтересовались компетентные органы, набирающие по всей стране подающих надежды старшекурсников для закрытого города с секретным проектом, и Гена тогда же дал согласие после окончания вуза работать именно там, о чем впоследствии ни разу не пожалел.
25 августа 1952 года Геннадий Савкин вместе с несколькими сотнями молодых специалистов впервые попал в город, ставший ему родным на долгие годы. В отделе кадров, которым тогда заведовал А. Хмелевцов, Гена, по совету отца, единственный из девяти однокурсников попросился на производство, остальные захотели работать в лаборатории. Недавних выпускников вуза направили в сто шестую лабораторию в составе завода «Авангард», а Геннадий, назначенный старшим лаборантом, попал на спецпроизводство первого завода, сразу оказавшись на главном направлении — изготовлении первого термоядерного заряда РДС-6с.
Ребята подобрались молодые, работали азартно, сутками, без выходных, не зная усталости. Каждый осознавал: то, чем он занимается, нужно для страны. Даже женился Гена, можно сказать, без отрыва от производства, отлучившись на пару часов с будущей супругой в ЗАГС между экспериментами, а потом пропав на работе на неделю. Как росла единственная дочь, тоже не помнит, но надежный ядерный щит над Советским Союзом был поднят вовремя.
Поначалу молодому технологу прошлось заниматься созданием сухого ядерного горючего для «изделия»:
— В то время не было технологии получения элементов, входящих в состав ядерной смеси, действовать приходилось методом научного тыка. У нас был имитатор литийсодержащего материала, на котором отрабатывались технологии. Главной нашей задачей было достичь абсолютной точности, отклонения от конструкторской документации не допускались. Работы проводились в герметичных камерах, использовалась сложнейшая аппаратура. Много было предварительной работы по созданию производства, методик, технологии, мы работали совместно с виднейшими академиками нашей страны. Когда приступили к изготовлению натурной части самой сердцевины «слойки», что-то пошло не так. Тогда очень помог академик Андрей Анатольевич Бочвар, вникший в ситуацию и посоветовавший, в каком направлении двигаться.
Применяемые материалы стоили очень дорого, бывало, мне случалось держать в руках 400 миллионов рублей теми деньгами!
Работать было тяжело. Летом, в жару, приходилось натягивать резиновые комбинезоны, противогазы.
За эту работу в 1954 году Геннадий Григорьевич Савкин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а было ему всего двадцать четыре года!
В 1960 году Геннадий Савкин был назначен начальником всего спецпроизводства, состоящего к тому моменту из четырех цехов, и судьба тут же испытала его на прочность. В ночь перед вступлением в должность случилась тяжелейшая техногенная авария. На ликвидацию последствий в течение суток в Институт съехались выдающиеся ученые Советского Союза, все удалось стабилизировать, и работа пошла дальше.
В 1961 году за разработку специальных технологий и организацию серийного производства одного из специальных узлов заряда Геннадия Савкина наградили орденом «Знак Почета», а в 1962 присвоили звание «Лауреат Ленинской премии.
Работая на спецпроизводстве, Геннадий Григорьевич стал первым производственником Института, защитившим кандидатскую диссертацию.
Перспективного сотрудника заметил главный инженер предприятия, первый заместитель директора Б. Музрукова, начальник технологического отделения Н. Петров, и в 1968 году Г. Савкин стал его заместителем по научно-техническим вопросам, а еще через два года Геннадия Григорьевича назначили начальником технологического отделения. В этой должности он проработал тридцать два года. Под его руководством и при непосредственном участии было проведено значительное количество различных исследований в области новых материалов, прогрессивных технологических процессов, методов контроля, результаты которых обеспечили технологическую разработку многих ядерных и термоядерных зарядов.
Через десять лет Г. Савкин был награжден медалью «Ветеран труда», в 1984 году за участие в разработке одного из ядерных зарядов ему присвоено звание «Лауреат Государственной премии СССР». Работа кипела, наряду с основной тематикой начали реализовываться конверсионные программы, и в 1988 году за участие в них Геннадия Григорьевича наградили серебряной медалью ВДНХ СССР.
Параллельно с производственной деятельностью Геннадий Григорьевич вел активную общественную работу, неоднократно был депутатом городского Совета трудящихся, членом парткома Института, членом Президиума городского комитета профсоюзов. Не оставался в стороне и от научной деятельности, под его руководством защитились восемь сотрудников отделения, сформировалась школа ученых-технологов.
В 1995 году Геннадию Григорьевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный технолог РФ», в 1999 он стал кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2000 ему присвоено звание «Лауреата премии Правительства России» за разработку и внедрение методов защиты спецматериалов от коррозии. Не миновала его и юбилейная медаль «За доблестный труд».
Но и сейчас, несмотря на солидный возраст, Геннадий Григорьевич продолжает трудиться научным консультантом родного отделения. В этом году он избран действительным членом Академии технологических наук Российской Федерации. На досуге по-прежнему любит слушать классические оперы, разглядывать картины русских передвижников, выращивать овощи на садовом участке и общаться с любимой собакой Чапой — в общем, жизнью своей вполне доволен и не променял бы ее ни на чью другую.
Т.Лепихова





