Кадры решали всё…
Мы продолжаем публиковать материалы, приуроченные к юбилею отделения № 2. Сегодня воспоминаниями делится доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отделения 02 Вадим Андреевич Жмайло.
Хочу рассказать о становлении и развитии одной из лабораторий сектора 2. Эта история интересна, поскольку типична для всего этого сектора.
Началось все летом 1969 года. В то время я работал в теоретическом отделе сектора 4. У меня были прекрасные руководители

Она случилась неожиданно, как и свойственно летним бурям. Совершенно случайно я оказался на семинаре в секторе 1, на котором обсуждалась одна из сложных и абстрактных теоретических моделей. Из сообщения я понял мало, но докладчик произвел на меня неизгладимое впечатление своим остроумием и жизнерадостностью. Знающие люди пояснили, что это — Юрий Александрович Романов, что излагаемая теория — его хобби, а главное, чем он занят — это создание во ВНИИЭФ нового сектора, который будет заниматься задачами развития систем ПРО в нашей стране.
Тогда я не понимал, в чем состоят эти задачи, однако в их важности и актуальности не сомневался… Примерно через месяц я был зачислен в штат сектора 2.
Он формировался из сотрудников, которые были сравнительно молоды, но уже имели большой опыт работы во ВНИИЭФ. Руководил нами Соломон Анатольевич Кучай. Кроме высокой квалификации он привлекал всех нас замечательными человеческими качествами: остроумием, эрудицией, добротой. Все эти черты соединялись в одну, которая соответствовала его имени.
Вторую волну сотрудников, из которых и сформировалась наша лаборатория (как и весь сектор 2) составили выпускники московских вузов, которые приехали во ВНИИЭФ в начале 70-х годов — Володя Рогачев, Слава Стаценко, Володя Терехин, Витя Башурин. Все они получили прекрасное образование, были активны, в меру амбициозны и ни на секунду не сомневались в важности своей работы.
Соломон Анатольевич в 1972 году уехал в Москву, однако он успел заложить основы дальнейшего развития лаборатории: при нем сформировалась ее основная тематика и сильный и дружный коллектив. Тематика заключалась в исследовании ряда физических эффектов высотных ядерных взрывов. Эти эффекты были обнаружены экспериментально в конце 50-х — начале 60-х годов при проведении серий высотных ядерных взрывов США и СССР. Уже тогда стало понятно, что они смогут заметно повлиять на эффективность систем ПРО.
Задача, которая ставилась
В начале этой деятельности мы были молоды и невежественны, поэтому полагали, что сумеем решить эту задачу за год-другой. На деле все оказалось не так просто. Во-первых, выяснилось, что рассматриваемые эффекты гораздо сложнее и многообразнее, чем предполагалось; во-вторых, экспериментальных данных, полученных в натурных опытах, недостаточно для надежной и полной калибровки необходимых моделей. Тем не менее, думаю, что на пути решения этой задачи сотрудниками отделений 02 и 08 сделано довольно много: созданы уникальные физические модели и численные методики, позволяющие проводить численное моделирование развития ядерных взрывов в широком диапазоне высот: от приземных до космических.

Благодаря своей новизне и актуальности многие из результатов проведенных исследований послужили основой для большого числа докторских и кандидатских диссертаций.
Еще одним нашим существенным достижением я считаю то, что удалось разработать и реализовать способы лабораторного моделирования некоторых из эффектов высотных ядерных взрывов. Определяющую роль в этом сыграли наши коллеги из ИЛФИ, сотрудники отдела
Отмечу, что эти опыты проводились не только на лабораторных установках. Интересный эксперимент по моделированию одного из эффектов взрыва в космосе был предложен и реализован в условиях подземного ЯВ в 1989 году (основные участники этого опыта на фотографии). С помощью этого опыта мы получили данные, важные не только для наших прикладных задач, но и ряда задач физики планет и звезд. Достаточно сказать, что именно в это время для получения аналогичной информации снаряжались целые экспедиции космических зондов к комете Галлея, которая появилась тогда в солнечной системе.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт и результаты работ по исследованиям физических эффектов высотных ядерных взрывов, которые проводились совместно с другими подразделениями ВНИИЭФ в отделении 2, оказались востребованными сейчас, в связи с перспективами развития систем ПРО в США.
Новые задачи заметно сложнее тех, которые решались нами ранее, но я надеюсь, что молодые сотрудники, занимающиеся их решением, успешно справятся и с этой работой.
Желаю им проявлять больше интереса и смелости в этой деятельности. Как показывает опыт отделения 02 — это необходимые составляющие успеха.
Подготовила Г. Урусова





