Встреча молодых
Одними из тех, кто близко видел президента и общался с ним, были и молодые ученые РФЯЦ-ВНИИЭФ — сотрудники ИТМФ математик Денис Дьянов, начальник группы, кандидат физ.-мат. наук Андрей Козелков и научный сотрудник Татьяна Шемякина. Они и стали гостями нашей редакции.

Молодые сотрудники ИТМФ Кирилл Циберев, Дмирий Зеленский и Татьяна Шемякина представили главе государства стендовые доклады по основным гражданским разработкам — трем программным комплексам: для решения инженерных задач на суперЭВМ, для численного моделирования задач тепломассопереноса и для моделирования различных процессов, происходящих в атомных реакторах. По словам Татьяны, президент знает, что российскими специалистами строятся реакторы в Китае и Индии — осмотрев стенд, он безошибочно назвал труднопроизносимые Тяньваньскую и Куданкуламскую АЭС. (Численное моделирование блоков этих станций с целью обоснования вопросов безопасности производилось в том числе и по программам, разработанным в ИТМФ.) Увидев знакомые названия, Д. Медведев оживился и поинтересовался степенью готовности программ. А когда Татьяна рассказала, что только во ВНИИЭФ такие задачи решаются в высокопараллельном режиме, он сказал: «И здесь впереди планеты всей. Ну, всей не всей, а успехи большие».

— Вообще президент произвел впечатление очень занятого человека, — продолжает Т. Шемякина, — но слушал внимательно и доброжелательно. Конечно, я волновалась, но в какой-то момент скованность ушла, и я начала больше говорить своими словами, отходить от плана выступления.
После изучения стендов с научными разработками президент в сопровождении генерального директора Росатома С. Кириенко, губернатора В. Шанцева и директора РФЯЦ-ВНИИЭФ В. Костюкова подошли к стенду, на котором был представлен проект коттеджного поселка «Яблоневый сад». Наши собеседники были единодушны: эта презентация была сделана для того, чтобы показать, что Институт начал большую и нужную работу по привлечению талантливой молодежи.

— Из того же МГУ мало желающих приехать в Саров, — говорит Д.Дьянов. — И пока у нас не будет нормальной инфраструктуры, связанной с жильем, зарплатой, вряд ли сюда кто-то просто так поедет.
— Есть еще одна важная причина, по которой к нам не идут работать выпускники ведущих вузов, — добавляют ребята. — Это отсутствие возможности свободного выезда за границу. Они проходят практику, тематика им нравится. Но как только узнают, что они не смогут выезжать отдыхать за рубежом, все остальное им становится просто неинтересно. И если на жилье рано или поздно можно заработать, то загранпаспорт не купишь ни за какие деньги.
— Но все равно надо отдать должное руководству ВНИИЭФ, что оно поддерживает молодых специалистов, — продолжает А.Козелков. — Все-таки 5% кредита — не 15, и это значительное подспорье молодой семье. Насколько мне известно, в России единицы моногородов, где эти вопросы решаются на таком высоком уровне. У нас градообразующее предприятие выступает гарантом и будет жестко контролировать все этапы и строить качественное жилье. Поэтому в политике поддержки молодых кадров ВНИИЭФ точно «впереди планеты всей».
Ожидания молодых ученых от визита главы государства оправдались.
— Проблемы президенту известны, — делится мыслями Д.Дьянов. — Взять, например, машиностроение. Пока не будет компьютерного моделирования автомобиля, ничего хорошего не получится. Как можно создать машину без краш-теста на компьютере? Натурный эксперимент не только дорог, главное — он не может нести ту информативность, которую дает численное моделирование. Но мало написать программное обеспечение, надо его еще и внедрить.
— Приведу пример, — продолжает Т.Шемякина. — Наши институты в модернизации старых и проектировании новых энергоблоков для АЭС давно используют иностранные программы, и они себя хорошо зарекомендовали. Правда, адаптировать их под конкретные задачи достаточно сложно. Но когда Россия начала строить станции в Китае и Индии, американцы и немцы сказали, что в этих странах мы не имеем права их применять. Поэтому пришлось развивать собственные программы.
— Инновационная деятельность и модернизация экономики невозможна без имитационного моделирования, — уверен А.Козелков. — Как сказал президент, сейчас у нас «летает» только один цифровой самолет, да и то без начинки — внутренность еще не смоделирована, а виртуальных автомобилей нет вообще. Задача состоит в том, чтобы заменить дорогостоящее импортное программное обеспечение отечественным. А для оборонных предприятий это вообще имеет громадное значение, потому что как только американцы почувствуют, что по реакторной тематике, например, мы вырываемся вперед, они тут же могут ввести эмбарго. На самом деле у нас есть нормальные рабочие программы, которые нужно вывести на качественно новый уровень. Как правильно сказал на заседании комиссии ректор МГУ В. Садовничий, нам нужно отчуждать их от разработчиков, то есть выводить программы на коммерческий уровень.
Я считаю, президент понял, что Институт обладает громадным потенциалом — у нас работает коллектив высочайшего уровня и есть многолетний опыт и наработки в области суперкомпьютерного моделирования. Уникальность ВНИИЭФ состоит в том, что здесь полный замкнутый цикл — от разработки модели до внедрения.
Встреча президента с молодыми учеными, по мнению наших гостей, не случайна. Во-первых, сам Медведев — молодой и энергичный человек, и, во-вторых, он верит в то, что будущее — за молодежью. Ведь только она способна быстрыми темпами поднять нашу промышленность до мирового уровня. А таланта и энергии у поколения NEXT не занимать.
А.Шадрина





