С точностью до микрона
Галина Ивановна Рогова работает на заводе «Авангард» токарем. Профессия совсем не женская, но именно в ней наша героиня нашла себя. Встав к станку в семнадцать лет, она сейчас не представляет свою жизнь вне цеха.
Про таких, как Галина Ивановна, говорят — искрометная: глаза горят озорным огнем, в душе бушует неутомимая тяга к жизни, а еще она активистка и общественница. Она и сама признается, что типичный представитель огненной стихии. Другой на ее месте, 30 лет изо дня в день проводя восемь часов у станка, давно бы смирился с рутиной жизни. А Галина Ивановна успевает быть заботливой мамой, хорошей хозяйкой, токарем 6 разряда (самый высший на заводе) и заядлой цветочницей. Два года назад ей присвоили звание «Заслуженный работник атомной промышленности», а в декабре прошлого года работа Г. Роговой отмечена руководством завода дипломом.

За компанию
Галина после окончания школы никак не могла определиться, чем ей хочется заниматься в дальнейшем. Продолжать обучение в вузе она не захотела и с девчонками за компанию пришла в отдел кадров завода № 3. Их встретили с распростертыми руками (уже тогда на предприятии не хватало рабочих) и предложили стать токарями. Девчонок будущая специальность не напугала, а скорее заинтриговала.
Галине было не в новинку слышать диковинные для многих слова «болванка», «облицовка», «расточка». Она выросла в семье рабочих. Папа всю свою жизнь отдал работе на стройке, мама тоже была представителем мужской профессии — слесарь-сантехник. По признанию Галины Ивановны, поначалу было сложно осваивать непривычную для женских рук специальность. С годами пришел навык, за ним и профессионализм: мало кто на заводе умеет растачивать детали с точностью до микрона. Теперь Г. Рогова — пример для молодежи завода. До того, как на «Авангарде» образовался Центр обучения молодых рабочих, пополнение «пристраивали» именно к ней. Галина Ивановна, конечно, добросовестно обучала своих учеников, но по ее мнению, привить любовь к чему бы то ни было человеку невозможно — это должно быть заложено.
— Когда я впервые пришла на производство, тоже не горела желанием сделать карьеру токаря. Мечтала — немного поработаю и пойду учиться, но, видно, это моя судьба: однажды встав за станок, уже не хочу другого. Я свою работу обожаю. Только токари могут гордиться тем, что из бесформенного куска железа своими руками можно сотворить что угодно. Когда я начинаю работу, не всегда знаю, что получится в итоге. Именно это интригует, завораживает.
Женские руки созданы для маникюра
Механический цех № 1 завода «Авангард» один из самых важных в Институте. Соответственно, и работать здесь — большая ответственность. Галина Ивановна признается, что она это чувствует ежесекундно, и ее изделия всегда отвечают стандартам. Если задумаешься или зазеваешься, деталь получится несовершенной, а это брак и испорченный авторитет.
— Рабочие специальности ценились всегда — и в советское время, и сейчас. Только вот нынешняя молодежь эти профессии считает зазорными для себя. Конечно, я не призываю их, но мне неприятно, когда они посматривают на нас свысока.
Дочка Галины Ивановны несколько лет назад закончила СарФТИ, но работает не по профилю. Мама не хочет, чтобы она пошла по ее стопам:
— Женские руки должны быть ухожены, с маникюром. А у токарей постоянные травмы. Для дочери хочу другого будущего. Надеюсь, она реализует свои возможности в другой области, например, в материнстве. Младший сын еще только закончил восьмой класс и с выбором профессии не определился.
Жить для себя
После работы Галина Ивановна спешит к детям, а потом на автобусе на огород. Там у нее целые плантации всяких цветов — от редких видов пионов и ирисов, до роз. Она посещает все городские цветочные выставки, заказывает цветы по каталогам. Для чего тратить силы на бесполезное занятие после целого дня на ногах? Ответ простой: «Я должна что-то делать и для души. Иногда хочется уединиться, «зарыться» в свои цветы. Коллектив цеха № 1, где трудится Г. Рогова, очень сплоченный. Здесь работают около 200 человек и всего 10 из них — женщины. Здесь нет случайных людей и каждый незаменим. Интересуюсь, разница между мужчиной токарем и женщиной токарем ощущается?
— У станка я «отключаю» в себе женщину. В первую очередь, я профессионал.
Гульнара Урусова





