Перезагрузка? Нет, игра мускулами!
Почему США поднимают столько шума вокруг КНДР, не говоря уж об Иране? Отчасти это является частью тактики, в унисон с новым взглядом на «теорию предотвращения» ответного ядерного удара.
В реферате группы стратегических консультаций при стратегическом командовании США прямо говорится, что американские возможности «предотвращения» сократятся, если американские лидеры будут действовать чисто рационально и взвешенно: «Частью национальной доктрины, которую мы разрабатываем по отношению ко всем „соперникам“, должно стать и допущение, что США могут стать иррациональными и мстительными, если их жизненные интересы будут подвергнуты угрозе».

Одновременно президент Барак Обама, выступая в Праге, заявил, что целью США является «полный отказ» от ядерного оружия, однако страна продолжит реализацию проекта «противоракетной обороны» в Европе.
Вот что в 2005 году об эффекте «перехвата» баллистических ракет над европейским небом сказал тогдашний начальник российского Генштаба Юрий Балуевский: «В радиусе 500−600 километров, в зависимости от силы ядерной начинки ракеты-перехватчика, генерируется электромагнитный импульс, который способен вызвать полное отключение электрической энергии и компьютеров, остановку электростанций, газопроводов, станций водоснабжения, радио и телевидения, железнодорожных и аэродромных служб. Ударная волна уничтожит многие здания и структуры, а радиоактивность обеспечит загрязнение территории на многие годы. Чернобыльская катастрофа покажется детской игрушкой».
Команда Обамы в Министерстве юстиции США с самого начала дала понять, что кроме громогласного закрытия пресловутой тюрьмы на базе Гуантанамо она не намеревается отказываться от прочих «благодеяний», унаследованных от Буша-младшего, следовательно, американских граждан можно будет по-прежнему безнаказанно подслушивать и выслеживать, а иностранных граждан — похищать и держать в тайных тюрьмах. Наряду с заявлениями об «уходе» из Ирака (где все-таки, судя по всему, останется 50 тысяч американских солдат) прозвучали и слова о «компенсационных мерах» в Афганистане и Пакистане, куда направят два десятка тысяч новых вояк, а также дополнительное, значительно увеличиваемое количество пресловутых «беспилотников», которые сеют смерть среди афганцев и пакистанцев.
Те же комбинации и на тему ПРО. Сначала поплыл туман «мирных инициатив». Сразу после выборов члены обамовской команды заявили польским официальным лицам: «Противоракетный щит» может быть размещен лишь в том случае, если будет доказано, что это «технологически осуществимо». В феврале 2009 года директор Пентагона по операционным тестированиям и оценкам Ч. Мекуири засвидетельствовал в военном подкомитете по стратегическим силам американского конгресса, что еще «не выполнено достаточного количества тестирований», которые бы сделали возможной высокую безопасность в системе противоракетной обороны. Наконец, в начале апреля, в ходе своей первой встречи с российским президентом, Обама заявляет, что США и Россия должны «перезагрузить» свои отношения.
И сразу же — «бряцание ракетным щитом» в Праге. Чего же тогда стоит вся «миротворческая» риторика Обамы? За россказнями о «перезагрузке» скрывается давно знакомая «игра мускулами».
Возможно, на многие загадки проливает свет статья «Взлет американского ядерного превосходства», опубликованная весной 2006 года в журнале «Форин афферс» — издании американского совета по международным отношениям. «Вероятно, Соединенные Штаты вскоре будут способны уничтожить дальнобойные ядерные арсеналы России и Китая путем первого удара, — пишут авторы. — Американские военно-воздушные силы завершили оснащение своих бомбардировщиков В-52 „крылатыми ракетами“ с ядерными боеголовками, которые, вероятно, станут невидимыми для российских и китайских радаров. Кроме того, усовершенствована и сама конструкция В-2, которая теперь обеспечивает их полет на исключительно низких высотах».
Таким образом, целью «противоракетной обороны» США становятся уничтожение тех немногих баллистических ракет противника, которые смогли пережить первый удар, и, в конечном счете, «пиррова победа» в ядерном конфликте. Ясно также, что «противоракетная оборона» уже прочно стала американским идефиксом. Это и неудивительно, учитывая, сколько расходует американский бюджет на новые «чудеса обороны»: например, с 1983 года до сего дня только на программу «звездных войн» потрачено более 120 миллиардов долларов, а заложены лишь основы того, что первоначально замышлялось. С американским военно-промышленным комплексом не смог совладать даже генерал Дуайт Эйзенхауэр, чье предупреждение об опасности растущей мощи этого комплекса часто цитируется и сегодня, спустя полвека.
Александар Павич (Белград)
Перевод Игоря Макарова





