Мои 35 лет в теоретическом отделении
В 1969 году в Институте было образовано теоретическое отделение, нацеленное на решение задач противоракетной обороны. С 1974 года в отделении работает ведущий научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, лауреат Ленинской премии Григорий Емельянович Клинишов.
Характерно то, что заслуженные сотрудники ВНИИЭФ всегда с большим уважением и восхищением вспоминают о своих первых руководителях. Через многие годы эти люди пронесли чувство патриотизма и сохранили преданность Делу.

Г. Е. Клинишов рассказывает:
- Сейчас наше отделение входит в состав Института теоретической и математической физики (ИТМФ), а история была такая.
В 1969 году начальником отделения был назначен выдающийся физик-теоретик, Герой Социалистического Труда Юрий Александрович Романов.
Но мое знакомство с ним состоялось гораздо раньше, в 1954-м году, когда я с женой и еще двумя однокурсниками (все выпускники МИФИ) прибыли по направлению Главка на объект, именовавшийся тогда КБ-11. Меня направили в теоретический отдел, руководимый
За прошедшие годы коллектив существенно менялся. В разные периоды в него входили физики-теоретики
С началом перестройки резко претерпел изменения характер работы. Но большинство сотрудников были инициативными, проявляли высокий профессионализм и изобретательность. Работы велись по очень широкому кругу вопросов, и разрабатывались различные конструкции зарядов, нацеленные на совершенствование обороны нашей страны.
Например, по инициативе
Особенно тесным было взаимодействие с лабораторией, которой руководил
Большая работа велась в тесном контакте с математиками и со многими подразделениями ВНИИЭФ, особенно с газодинамиками (отдел Ю.М.Макарова), с конструкторами из КБ-1 (отдел Е.Д. Яковлева) и КБ-2 (отдел В.Д. Харькина).
В итоге многолетней работы сотрудников нашего и других отделений ИТМФ было разработано несколько зарядов для ПРО и ПВО, которые прошли успешные полигонные испытания и сегодня помогают сохранять безопасность России.
Стремление существенно повысить оборонные показатели заряда не всегда давало ожидаемый эффект, так как наши знания о свойствах сильно сжатых веществ в области фантастически-высоких температур (вплоть до 10 миллионов градусов!) были и остаются, к сожалению, недостаточными.
Изучение этих свойств и сегодня остается полем для усилий многих физиков (включая автора этих заметок) из ИТМФ и Института физики взрыва (ИФВ).
Желаю всем сотрудникам отделения новых успехов в делах производственных и житейских! Пожелания здоровья я адресую своим коллегам и тем, кто находится на заслуженном отдыхе. Будьте счастливы!




