Большая работа маленькой Ассоциации
На празднование 55-летия Сарова прибыла делегация представителей муниципальных властей закрытых городов во главе с председателем Ассоциации ЗАТО Росатома, заместителем председателя Собрания представителей г. Заречного Геннадием Николаевичем Лисавкиным. 26 июня в городской думе состоялась пресс-конференция, на которую были приглашены депутаты городской думы и журналисты.

Кто мы?
Г. Лисавкин обрисовал ситуацию, складывающуюся в ЗАТО в непростых экономических условиях. На этот год закрытые города попали в социально защищенную статью федерального бюджета. Однако угроза секвестирования все еще остается. Достаточно сказать, что в первоначальном варианте Минэкономразвития собирался сократить дотации всем ЗАТО Росатома, Минобороны и Росавиакосмоса с 18,7 млрд. рублей до 6. Это могло привести к настоящему социальному взрыву, поскольку до 75% бюджетов закрытых городов составляют именно дотации — федеральные и региональные (последние, кстати, тоже имеют тенденцию к сокращению). Ассоциации удалось донести до федеральных финансистов свою обеспокоенность, и на следующий год решено оставить бюджеты на уровне 2009-го. Уж лучше недополучить инфляционный процент, чем потерять втрое. По капитальным вложениям ситуация такова: заявки на 2010 год будут удовлетворены, новые объекты начинаться не будут, финансирование переходящих сокращается на 50−70%.
В таких тяжелых условиях закрытые города становятся полностью беззащитными, поскольку по 131-му закону они являются городскими округами и ими должны заниматься региональные власти. Но, например, главу администрации назначают с участием исполнительных органов Федерации, устав, генплан и план экономического развития утверждается в Москве, милиция, здравоохранение, пожарные — тоже федеральные
Но проблемы остаются, и их, по мнению Г. Лисавкина, несколько.
Чьи мы?
Во-первых, закрытые города являются участниками межбюджетных отношений двух уровней — федерального и регионального. К чему это приводит? В 2008 году на территории росатомовской «десятки» было собрано в общей сложности 30 млрд. рублей налогов всех уровней, а вернулось на места 23 млрд. При этом в бюджетах субъектов Федерации «осело» 8 млрд. (из одиннадцати возвратилось только три). А суммарные дотации из Минфина составили 8,7 млрд. рублей. Парадокс — Москва перечисляет примерно такую же сумму, которую отдают закрытые города в регион. Поэтому Ассоциация считает, что все налоги должны уходить в федеральный бюджет, а оттуда поступать дотации по таким нормативам, которые обеспечивали бы стабильное функционирование ЗАТО и повышенный уровень жизни его граждан, поскольку они находятся в более опасных условиях. Это означает, что за закрытыми городами надо законодательно закрепить статус социально-экономического комплекса федерального значения.
Какие у нас полномочия?
Вторая проблема — возвращение тех полномочий, которые всегда были в ЗАТО, а сейчас находятся в ведении субъекта Федерации: образование, соцзащита, установление тарифов на тепло и коммунальные услуги
Город престарелых
Закрытые города стремительно теряют свою былую привлекательность. Если раньше молодежь ехала сюда не только за интересной работой, но и из-за повышенной зарплаты, перспектив быстрого получения жилья и других льгот, то сейчас мы видим обратную тенденцию: в условиях рыночной экономики молодые люди, в том числе и высококвалифицированные носители секретной информации, уезжают и ЗАТО постепенно превращаются в города престарелых. Да еще и уровень преступности растет из-за того, что, в отличие от прежних времен, возвращаются лица, отбывшие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Если ситуацию кардинально не поменять, то в скором времени под угрозой будет выполнение госзаказа — то, ради чего и создавались закрытые города.
Заказ на дом
Много нареканий вызывает закон о муниципальном заказе, который регламентирует процедуру проведения всевозможных тендеров и конкурсов в условиях ограничений на предпринимательскую и хозяйственную деятельность. По словам Г. Лисавкина, участились случаи, когда аукционы выигрывают по демпинговым ценам недобросовестные фирмы, получают 30% аванса и исчезают, хотя во всех закрытых городах сложилась своя инфраструктура и заказы можно было бы отдавать проверенным местным организациям.
Что сделано?
Чтобы решить эти проблемы, создана межведомственная рабочая группа по подготовке изменений в закон о ЗАТО, куда вошли представители федеральных министерств и ведомств. В апреле в Совете Федерации и Госдуме состоялись заседания, на которых члены рабочей группы (в том числе и глава города А. Орлов) представили сенаторам и депутатам конкретный перечень мероприятий для обеспечения устойчивого функционирования закрытых городов. Буквально на днях главы «десятки» составили и согласовали поправки к закону о ЗАТО и разослали их коллегам из Минобороны и Росавиакосмоса. Суть их, повторимся, сводится к следующему: закрытые города должны получить статус территорий федерального значения, им должны быть возвращены государственные полномочия, профинансированные по федеральным стандартам. Дело за «малым» — собрать все предложения с мест, получить в Росатоме правовую оценку и включить их рассмотрение в план работы Госдумы на 2010 год.
Наряду со стратегическими решались и тактические задачи — такие, как, например, дополнительное финансирование региональных льготников, возвращение медико-санитарных частей в территориальные программы госгарантий, откуда они были исключены, и другие.
В заключение Геннадий Николаевич призвал депутатов городской думы «стать проводниками грамотных и стОящих предложений, и тогда мы можем рассчитывать на успех».
Алла Шадрина
Фото Елены Пегоевой





