Цель должна быть амбициозной
Продолжателями славных традиций КБ-1 являются молодые специалисты. Сегодня мы беседуем со старшим научным сотрудником, преподавателем кафедры теоретической и экспериментальной механики СарФТИ Вадимом Николаевичем Речкиным.
Вадим учился в Нижегородском государственно-техническом университете, и в 1998 году после защиты диплома приехал в Саров. Родом инженер Речкин из небольшого села Дивеевского района, так что он — пример того, как нужно добиваться поставленной цели.
— Как же после сельской школы смогли поступить в такой престижный вуз?
— Во-первых, я считаю, что в нашей сельской школе, по сравнению с другими, уровень образования был весьма неплохим. А во-вторых, я много занимался самостоятельно. К примеру, когда приезжал в Нижний Новгород к родственникам, которые уже учились в вузе, брал у них тетради с подготовительных курсов и по ним готовился. У меня была определенная цель, и я ее достиг. А навыки самообразования мне очень пригодились в университете, который я окончил с красным дипломом.

— Вряд ли человек рождается с мечтой стать инженером-конструктором или исследователем. В какой момент вы поняли, что вам интересно именно научное направление?
— Курсе на втором или третьем. Пришло осознание того, что я выбрал действительно правильную дорогу и что меня это увлекает. Мало того — чтобы просто заниматься интересным выбранным делом, необходимо еще иметь безупречное образование и впитывать все, что могут дать преподаватели. И в результате — приглашение в Саров. Помню, как к нам приезжали мои будущие руководители — Сергей Константинович Агафонов и Александр Алексеевич Рябов, агитировали работать в Ядерном центре. Я практически не раздумывал и пришел в КБ-1 на должность инженера-исследователя третьей категории.
Сейчас я считаю, что мне в какой-то степени повезло в том, что я оказался именно здесь. Темы, с которыми мы работаем, важны не только для какой-то одной конкретной отрасли, но имеют — без преувеличения — огромное значение для укрепления обороноспособности страны. Это подстегивает и стимулирует нас, молодых работников, к получению новых знаний, самосовершенствованию.
— На тот момент, когда вас приглашали в Институт, дела шли неважно: случались задержки зарплаты, госзаказ был небольшой…
— Да, но меня это не испугало и не остановило. Найти работу по специальности в Нижнем Новгороде или округе было крайне сложно, а здесь изначально предлагалась интересная тематика. Я надеялся, что рано или поздно этот тяжелый период закончится. Наша история знала немало трудных времен, но люди не опускали руки.
Встретили меня очень тепло, я оказался в дружном и крепком коллективе. Мы развиваемся достаточно успешно, за последние несколько лет существенно повысили уровень и качество нашего труда, внедрив новые расчетные технологии. Это, безусловно, заслуга и нашего руководства, и нас, молодых специалистов, с нашими новыми идеями и знаниями компьютерных технологий.
— Не мешает ли профессиональному росту особая специфика Института?
— Руководство Института уделяет особое внимание организации мероприятий по повышению уровня квалификации молодых работников: научные школы, семинары, круглые столы. Проводятся всероссийские конференции, в учебном центре РФЯЦ-ВНИИЭФ есть курсы повышения квалификации для определенных групп сотрудников. И эта работа, на мой взгляд, должна продолжаться дальше, одновременно с этим должны выявляться наиболее талантливые и деятельные работники.
Но хотелось бы отметить, что в условиях особой специфики Института мы практически не имеем той жесткой конкуренции, в условиях которой работают обычные предприятия. Думаю, это негативно сказывается на темпах развития некоторых направлений нашей тематики и на отдельных коллективах. Отсутствие конкуренции и возможности общения на международном уровне в какой-то степени тормозят развитие науки, и в этих условиях без инициативы, без энтузиазма двигаться вперед сложно. Я сторонник того, что человек должен работать на совесть.
— Какие качества, на ваш взгляд, должны быть присущи современному инженеру?
— Я бы выделил два основных. Это желание постоянно совершенствовать свои знания и стремление разрабатывать новое. Я всегда в работе ставлю перед собой достаточно глобальную цель: все, что я делаю, должно быть лучше того, что уже существует. И это позитивно сказывается на результатах. Цель должна быть амбициозной, потому что только такая цель позволяет развиваться.
- Вас практически сразу после приезда в наш город пригласили преподавать в СарФТИ.
— Да, вот уже девятый год я читаю студентам лекции по теории пластичности и ползучести металлов. Преподаватель кафедры Владимир Павлович Суровов, кстати, ранее работавший также в КБ-1, когда готовился уйти на пенсию, передал мне эстафету, выбрав из массы молодых специалистов.
— Сейчас для СарФТИ сложный период реорганизации. Как справляетесь?
— Пока этот переход в Национальный ядерный университет на нас, преподавателях, почти не сказывается: мы все так же читаем лекции, готовимся к аттестации студентов и преподавателей, заполняем соответствующие анкеты, документы.
— От старшего научного сотрудника и преподавателя СарФТИ с таким стажем всегда ждут серьезной научной работы.
— В этом году я готовлюсь защищать кандидатскую. И благодарен своим руководителям за то, что они всячески помогают мне, иногда тормошат, если я на некоторое время отхожу от своей темы.
Вообще странно, что сегодня молодежь, мои сверстники, не особо стремятся к получению ученых степеней. Конечно, с одной стороны, особой весомой прибавки к зарплате ученая степень не дает, зато требует много времени, серьезной работы и отдачи. Но, с другой стороны, не все измеряется деньгами. В нашем КБ-1 тем для защиты предостаточно, и руководители готовы, при всей их занятости, уделять внимание и помогать, но горячего энтузиазма со стороны молодых специалистов не наблюдается и идеи мало кто подхватывает.
Я полагаю, что развитие Института невозможно без инициативы молодежи и веры в успех. Необходимо прокладывать дорогу самим.
Е.Трусова





