Большая и строгая
25 января моей маме исполнилось бы 100 лет, а прожила она 82 года, застав правнучку, сохранив прекрасную память до последних дней.
Татьяна Ивановна Тюнева всю жизнь была домохозяйкой, родила семерых ребятишек, а вырастила и воспитала пятерых: у меня старшие сестры и брат и еще один младший брат. Мама была очень строгой, управлялась с нами криком, а то и рукой. Наверное, иначе и не получалось - времена были тяжелые, военные и послевоенные. Да и вообще столько детей — это куча хлопот.

Мы, конечно, всегда были голодные, и чтобы не все съедали за раз, мама часть еды прятала. Я была самой «находчивой» и всегда отыскивала припасы. Помню, мне влетало и от мамы, и от старших сестер с братом! Мама называла меня «лановка» — это означает что-то вроде «всегда сладкое найдет». У нее был целый довольно необычный набор словечек, которые сейчас не упомнишь — они совсем не употребляются в современной жизни. Например, «вытараска» — ласковое обращение к ребенку, или «калбяшка» — так она именовала плошки, чашки, ну, а если кто-то выбегал на мороз без шапки, она кричала: «Ты куда космачем?!». В любимой в нашем доме игре — лото — почти каждой цифре она находила свое определение: «барабанные палочки» (11), «стульчики» (44), «топорики» (77). И еще я хорошо помню ее изворотливость при приготовлении блюд. Например, засаливала зеленые помидоры, а зимой пекла с ними пирожки. Поджаривала резаные помидорки с луком — вот и начинка. Мама вообще прекрасно пекла, и это сказалось на ее фигуре — она всегда была крупной, дородной женщиной.
Отношения с папой у них были самые хорошие. Он всегда ее беспрекословно слушался и любил всю жизнь. Она увела своего Федю от родной сестры, и супруги ни разу не пожалели об этом. Родилась моя мама в зажиточной крестьянской семье с большим хозяйством, образование у нее было 3 класса, зато работала с 9 лет. Когда мы спрашивали, не были ли они кулаками, она отвечала: «Хотели хорошо жить, вот и работали много. У нас все село такое было (под Иваново). А кто лентяйничал, пьянствовал, тот был бедным». Несмотря на происхождение, мама была начитанной, и одно из главных воспоминаний детства — традиция ежевечерних чтений.
Галина Николаевна




