Есть потребность делать добро
Их задача — спасти, во что бы то ни стало, предусмотреть, предотвратить, ликвидировать последствия. Им частенько забывают сказать «спасибо», а вот они, напротив, всегда благодарны тем, кого спасли.
Не только спасатели
Ещё при советской власти в любом городе нашей страны существовала организация, отвечавшая за вопросы гражданской обороны (ГО). Каждый советский школьник (не говоря уже о взрослых) умел надевать противогаз «на время», метать муляжи гранат на дальность и знал, где расположено ближайшее бомбоубежище. Растянувшееся на десятилетия мирное время внесло коррективы: на исходе 20 века на первый план вышли задачи предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Эти вопросы также вошли в круг забот специалистов по ГО.

Когда создавался Саров, вопросами гражданской обороны молодого города занимались специалисты Института. Свой отдел режима и ГО был и у исполкома. Но в его функции входила лишь эвакуация жителей города (не имевших непосредственного отношения к Институту) в случае военных действий или серьезной ЧС.
Ситуация в стране менялась. В 95−96 годах все полномочия по вопросам ГО и ЧС были переданы органам местной власти. И в 1997 в Сарове появилось Управление по делам ГО и ЧС, под руководством офицера МЧС России.
В настоящий момент Управление подчинено органам местной власти (они же его и финансируют) и плотно взаимодействует с соответствующими отделами предприятий, включая градообразующее.
Коллектив невелик — около 40 человек: и спасатели, и руководство, и другие специалисты. Аварийно-спасательная служба — всегда на виду. Но это далеко не единственное подразделение Управления.
Одно из подразделений занимается менее заметной, но не менее важной работой — бумажной. Они разрабатывают нормативно-правовые и другие документы. В обязанности этой службы входит и разработка и проведение учений и проверок.
Ещё одно структурное подразделение — курсы гражданской обороны. На них обучается руководящий состав городских предприятий, 900−1200 специалистов в год. Кроме того, на базе жрэпов расположены учебно-консультационные пункты, где с основами гражданской обороны может ознакомиться любой желающий.
Ещё одно подразделение Управления работает всего второй год. Это группа мобилизационной подготовки. В круг обязанностей специалистов этой группы входят весьма специфические вопросы: планирование перевода работы органов местной власти на режим военного времени, перевод экономики на «военные рельсы». В случае военных действий.
Аварийно-спасательный отряд. Здесь работают практики. Именно они ежедневно сталкиваются с бедами, что обрушиваются на головы саровчан. Их главная задача — оказывать помощь, что бы ни случилось.
В штате отряда — 12 спасателей и начальник. Каждый из них аттестован, то есть имеет статус спасателя.
Чтобы попасть сюда, в состав этой «великолепной дюжины», каждому из них пришлось пройти жёсткий отбор. Критериев много. Возраст (от 18 до 35 лет). Образование (оно может быть любым, техническим или гуманитарным, но непременно — высшим). Наличие водительских прав, с категорией B и С. Отменное здоровье. Отличная физическая подготовка. Психологическая устойчивость.
И это лишь первый этап.
Успешно пройдя отбор, претендент в течение трёх месяцев проходит подготовку в аварийно-спасательном отряде. А затем — подготовку в специализированном учебном центре в Нижнем Новгороде. По окончании обучения он сдаёт экзамены в центре. И только после этого допускается до экзаменов межведомственной аттестационной комиссии.
Только тогда, успешно пройдя все испытания, соискатель получает статус спасателя и может приступить к работе в аварийно-спасательном отряде.
Все мы хоть раз, да видели фильм или телепередачу о работе американской службы спасения. Каждый специалист там выполняет свою определенную задачу. Взрывотехник не станет погружаться под воду, а медик — взбираться по стенам.
Российские спасатели — мастера на все руки. Любой специалист аварийно-спасательного отряда имеет по 9−12 профессий: водитель, водолаз, взрывотехник, электрогазосварщик. Приходится заниматься промышленным альпинизмом, доставать людей из покореженных после аварии автомобилей, искать «заложенные» кем-то бомбы. Необходимо уметь обращаться с оборудованием. Со всем должны справиться два дежурных спасателя. Плюс у каждого из них есть своя, гражданская специальность. Есть в отряде юристы, педагоги, специалисты, разбирающиеся в электронной технике или горном деле, агрономы.
В самый первый состав отряда вошли только шесть спасателей (этих шестерых отбирали из 150 претендентов!) Дежурили в течение суток. Поодиночке. Но большая часть оборудования рассчитана на работу двоих специалистов. Даже для того, чтобы перенести пострадавшего на носилках, нужны двое. В 2000 году численность отряда удвоилась. Сейчас непосредственное дежурство в отряде несут двое спасателей. Ещё двое дежурят дома — в режиме получасовой готовности (для тяжелых случаев). Остальные находятся в постоянном режиме ожидания вызова: из-за стола или с постели, с прогулки или из гостей.
Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что работа у спасателей невероятно сложная. Каждый день им приходится сталкиваться с человеческим горем и несчастьями. На них — ответственность за жизнь и здоровье попавших в беду. Тем не менее, текучки кадров в отряде практически нет. За 10 лет работы уволились всего 3 человека. Один из них — по семейным обстоятельствам, уехал в другой город.
В области — лучшие
Начальник Управления по делам ГО
— С чем приходится иметь дело чаще всего?
— Чаще всего приходится оказывать помощь населению по вскрытию дверей. На втором месте — ДТП, водолазные и взрывотехнические работы. Бывают и экзотические случаи. Как-то приезжал выездной зоопарк. Дети фотографировались с удавом. Одного из них удав стал душить. Ребята тогда выезжали оказывать помощь.
По статистике в год бывает от 600 до 900 вызовов. Это примерно три-четыре вызова в день.
— Есть ли программа тренировок, соревнования?
— У спасательного отряда есть программа профессиональной подготовки. Не менее 800 часов в год каждый спасатель должен посвятить самостоятельному совершенствованию практических навыков.
Участвуем в соревнованиях. Ежегодно проводится чемпионат области по спасательному многоборью. Из года в год, начиная с 2002, команда нашего аварийно-спасательного отряда привозит первые места. В области наш отряд считается лучшим.
И ребята продолжают повышать свою квалификацию. Например, сейчас два человека находятся на учебе в Санкт-Петербурге. Получают специальность: водолаз третьего класса специализации.
— Как спасатели коротают время дежурства между вызовами?
— В аварийно-спасателном отряде есть тренажерный зал. Есть комната отдыха. Спасибо администрации города и строителям: в здании, где располагается отряд, сделали хороший ремонт. Спасатель на дежурстве имеет возможность совершенствовать своё профессиональное мастерство, свою физическую форму. Ему есть где переодеться, хранить своё имущество, отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать.
— Часто приходится помогать округе?
— Раньше выезжали часто. Сейчас — реже. Вопрос сложный.
По законодательству аварийно-спасательный отряд обязан оказывать помощь населению только на территории муниципального образования. Соседние районы должны организовать свои собственные отряды. За территорию города выезжать мы не имеем права. А приходится.
Зачастую информация о происшествиях поступает к нам от самих пострадавших или очевидцев, минуя диспетчерскую службу области. В основном, это сообщения о ДТП. Хотя, бывает, и людей в лесу ищем. И водолазные работы выполнять приходится, и подозрительные пакеты на наличие взрывчатых веществ проверять.
Такие ситуации — палка о двух концах. С одной стороны, если спасатели выехали за территорию города, быстро вернуться, случись что, они не смогут. В их отсутствие город остаётся «не прикрыт». Да и любая проверка может обвинить нас в нецелевом использовании средств. Ведь финансирование выделяется только на помощь населению города.
Но с другой стороны, все мы люди. Как отказать в помощи человеку, зажатому в покореженном автомобиле, когда любое промедление может привести к его смерти?
В таких случаях диспетчер обязательно ставит меня в известность о поступившей информации, а я — главу администрации. И решение мы принимаем вместе.
Сам себе медик, психолог и слесарь
И всё же лучше самих спасателей об их работе рассказать никто не сможет. В тот день, когда мы беседовали с Владимиром Михайловичем, на дежурстве находились Александр Кузьмин (А.) И начальник отряда Андрей Геннадьевич Калинин (А.Г.). Вечер выдался спокойный и спасатели смогли ответить на несколько вопросов.
— С чем чаще всего приходится сталкиваться?
А.Г.: — Основная часть вызовов связана с проблемами населения. Но любой бытовой случай может перерасти в незаурядную ситуацию.
Например, бабушка несколько дней не выходит из квартиры, на звонки телефона не отвечает. Вскрывают дверь, а в квартире — труп.
Часто приходится иметь дело с последствиями легкомысленных поступков, когда людская беспечность приводит к смерти.
Например, варили сварщики трубопровод в траншее, на глубине два метра. Человека в траншее засыпало грунтом. Но они сами смогли его откопать. И продолжили варить. Засыпало снова. В этот раз сами справиться не смогли, вызвали нас. Приехали наши сотрудники, откопали, но человек уже погиб. Или — выкладывали строители фундамент из блоков. Там глубина побольше была — метра 4. Завалило тогда всех — четыре трупа.
— Кого чаще приходится спасать: обывателей или профессионалов, таких, как строители?
— Профессиональная деятельность чаще связана с техногенными элементами. А техногенное, оно страшнее. У таких ситуаций осложнений больше.
У простого населения какие проблемы? Чаще всего — замок заело. Бывает и так, что несколько таких вызовов на очереди. Пока одну дверь вскроешь, другую. Некоторые начинают ногами топать: «Вы обязаны!»
Ребята относятся с пониманием. Где-то спокойно, где-то на место поставят. Их-то мало, а проблем много.
— Какими профессиональными навыками владеете лично вы?
А.: — водитель. У нас все — водители-профессионалы. У меня есть альпинистская, пожарная и парашютная подготовка. Водолаз… взрывотехник… много чего. У каждого есть своя гражданская специальность. Кто слесарь, кто стропальщик. Есть шахтёр, инженер. Я — слесарь и столяр.
— Какое из ваших умений вы используете чаще всего?
— Слесарное. Двери открываем.
— А есть такие навыки, которые ещё ни разу не пригодились?
— С парашютом ещё не прыгали. В боевых условиях. Но вообще у меня двести шестнадцать прыжков.
— Приходилось применять профессиональные навыки дома?
— Как-то замок замёрз… Гараж вскрывал, потом варил. У нас многие попадались на замках.
— Должен ли спасатель обладать навыками психолога?
— А как же! Был у нас случай… Женщина с крыши прыгать собиралась, в 5 утра. Она, говорят, уже прыгала, с 9 этажа. Цела осталась.
Мы её втроём уговаривали. Долго. Уговорили всё-таки. Подошла к нам. Потом уже, как в лифт вошли, она сознание потеряла.
— Какие-нибудь совсем уж необычные случаи бывают?
— Как-то корову из отхожего места доставали — провалилась. У нас тогда в… субстанции этой… весь отряд был. Некоторым с головой залезать пришлось.
— Корова-то жива осталась?
— Жива.
— Чаще благодарят за помощь или забывают?
— Чаще всего просто говорят: это ваша работа! Самое плохое позади. Спасли, помогли. Сначала эйфория, потом радость закончилась, и всё. Раза два всего звонили потом и благодарили.
— Бывают ситуации, когда приходится людям причинить боль для того, чтобы помочь?
— Ну конечно. Вынимаешь человека из машины… Терпи — терпи. Больно ему. Но хочешь-не хочешь, терпеть приходится. Или ребенок пальчик куда-нибудь засунул. Выезжали как-то раз: ребенок засунул палец в замочек в тумбочке и защемил. Терпи — терпи… А ребенок плачет, ему всего три года. Это очень тяжело, особенно если у тебя есть свои дети. Но здесь по-другому нельзя.
— Как семьи относятся к вашей работе?
— Нормально. Тоже бывает… Домой пришел, спрашивают: «Что делал на работе?» — «Да вон, женщине с пальца кольцо снимал». И тут дочка — раз! Палец засунула в линейку… Пришлось снимать.
— Ваша служба совсем молодая. И всё же: есть ли свои традиции?
— Совместные праздники. Обязательно отмечаем 1 и 27 декабря. 1 декабря — день образования отряда, а 27 — День спасателя.
— Как вы отдыхаете?
— Сдержанно. В режиме повышенной готовности.
О. Федотова
Окончание в следующем номере





