Наблюдатель
Грабли в полете
«Это коммунальная, коммунальная страна!»
(«Дюна» предвидела создание ЕС?)
Для начала позволю себе процитировать английскую газету «The Independent»: «Конечно, кое-кто обязательно покачает головой и в очередной раз подумает о том, что „в далекой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно“. Но такому искушению надо всеми силами сопротивляться. Нравится это нам или не нравится, но раз расширение Европейского Союза в Прибалтику произошло, то кризис в отношениях Эстонии с Россией из-за сноса советского военного памятника в центре Таллинна касается всех нас. Правда, если послушать то пугливое бормотание, которое издают по этому поводу Брюссель и нынешний председатель Евросоюза Германия, то впечатление складывается совершенно обратное.
ЕС кивает, слушая, как министры Владимира Путина читают Эстонии нравоучения по поводу гражданских прав и, судя по всему, соглашается с ними. Пристало ли нам смотреть на этот театр абсурда, на это неслыханное лицемерие? Вспомним, как Россия относится к несчастным чеченцам, как жестоко власти подавили недавние антиправительственные выступления в Москве и Санкт-Петербурге. Но если кто-то думал, что брюссельско-берлинские чиновники сделают то, что положено, и поставят России на вид несоответствие её отношения к меньшинствам внутри страны и ее запросов в отношении русских меньшинств за рубежом, то он ошибся: госпожа Меркель предпочла спокойно поговорить с Путиным по телефону и призвать Эстонию к сдержанности».
Чем же так возмущен автор, что же вызвало «пугливое бормотание» еврочиновников? До них начинают доходить последствия поспешного расширения ЕС и НАТО. «Евроновички», пользуясь полученной «крышей» (честное слово, другой термин плохо подходит), начинают изо всех сил «задевать» Россию. Но «евростарики» понимают, что ответ пройдется и по ним…
Вот развитие ситуации, подтверждающее подобные предчувствия: 7 мая премьер-министр Эстонии Андрус Ансип отказался принять председателя совета директоров проекта Nord Stream, ранее известного как Северо-Европейский газопровод (СЕГ), Герхарда Шредера. 8 мая бывший канцлер Германии должен был обсудить с премьером вопросы прокладки трубы по эстонскому дну Балтики.
Официальной причиной отказа стали резкие заявления Шредера в связи с позицией эстонских властей. Если ранее Герхард Шредер прилетал в Эстонию как лидер страны с крупнейшей в Европе экономикой и был для прибалтийских политиков желанным гостем, то теперь он представляет компанию Nord Stream, учрежденную для реализации совместного российско-германского проекта, и намеревался обсудить возможность переноса маршрута газопровода из финских экономических морских вод в эстонские.
Эстония, как и другие страны Балтии, видит в проекте угрозу экологии региона и пытается в меру противодействовать его реализации. Недавно она отказала России в проведении исследовательских работ по дну моря, сославшись на неправильно оформленное ходатайство. На переоформление документов уйдет четыре месяца наиболее пригодного для подводных работ летнего сезона. Герхард Шредер, надеясь на свой авторитет и давние связи, был намерен добиться ускорения выдачи разрешения.
По проекту в 2010 году газопровод должен обеспечить 25% потребностей Европы в природном газе. Руководитель проекта СЕГ Маттиас Варниг в интервью газете «Ведомости» в октябре 2006 года говорил, что без этого проекта Европа окажется не в состоянии обеспечить себя поставками газа в нужном объеме.
Теперь переговоры сорваны, время новой встречи не определено, а будущее газопровода остается туманным.
Таким образом, Эстония нашла возможность ответить одновременно России и Европе, которая 4 мая опровергла слухи о том, что намерена блокировать вступление России в ВТО из-за конфликта с Эстонией.
Это — «подарок» Эстонии Евросоюзу.
С НАТО ситуация посложнее — все-таки это военный блок. Но и его Эстония пытается натравить на Россию! Как сообщило агентство DELFI, министр обороны Эстонии предложил в ближайшее время решить вопрос о признании кибератак военными акциями: «На настоящий момент НАТО не рассматривает кибератаки как военные действия. Это значит, что на ставшие жертвами таких атак страны НАТО автоматически не распространяется пятая статья договора НАТО о военной защите. Сегодня в НАТО нет ни одного министра обороны, который бы однозначно признал кибератаки военной акцией. Но этот вопрос должен быть в ближайшее время решен». Поводом к заявлению послужили массовые атаки на эстонские правительственные сайты. Пострадали сайты президента Эстонии, правительства, парламента, МИДа, полиции и других ведомств, а также правящей Реформистской партии. Министр иностранных дел Эстонии заявил, что хакеры действовали из России, в том числе с компьютеров российских госучреждений.
Так Эстония пытается объявить России войну — от имени НАТО…
Lex dura…
В понедельник, как сообщило РИА Новости, суд приговорил директора средней школы села Сепычево Пермского края Александра Поносова к штрафу в пять тысяч рублей за использование нелицензионного программного обеспечения Microsoft. По словам судьи, вынесшей приговор, Поносов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ, которая устанавливает в качестве максимального срока наказания за нарушение авторских и смежных прав лишение свободы на срок до пяти лет.
Судья уточнила, что Поносов нанес своими действиями компании Microsoft ущерб на сумму 266 тысяч рублей, за что и был оштрафован. Кстати, оказалось, что экспертиза почти что за год не смогла установить, кто же ставил это программное обеспечение. Но не штрафовать же неизвестно кого, а директор — вот он тут.
О первом суде я уже писал. Тогда суд закрыл дело в связи с его малозначительностью. Это решение было обжаловано как самим Поносовым, так и прокуратурой. Причем с разных точек зрения: педагог шел на повторный суд, чтобы добиваться полного признания своей невиновности, которую считал бесспорной — программное обеспечение на закупленные его школой компьютеры устанавливала фирма-поставщик.
И вот — новый суд. «По дороге» к нему, в марте, всплыла (а затем — успешно потонула) «сенсация»: издание Cnews со ссылкой на «источник, знакомый с материалами дела», писало о том, что Поносов и Евдокимов (предприниматель, поставщик компьютеров) присвоили себе 213600 рублей, выделенных из бюджета на покупку компьютеров для школы. В заметке Cnews утверждалось, что реальная стоимость каждой из поставленных машин составляла не 25, а 8 тысяч рублей.
В своем онлайн-дневнике Александр Поносов прокомментировал заметку на Cnews следующим образом: «ложь и провокация, думаю, может, снова дело до суда довести?». Кроме того, педагог назвал корреспондента Cnews провокатором, а также уточнил, что не бросал трубку при разговоре с журналистом (в заметке Cnews говорилось, что после вопроса о том, был ли сговор или нет, Поносов повесил трубку).
Поносов опубликовал список оборудования, поставленного в его школу:
«12 компьютеров кабинета информатики, которые проходят по делу, были поставлены летом 2005 года в числе оборудования по спецификации строительства I очереди новой школы индивидуальным предпринимателем Евдокимовым по договору субподряда с ОАО „Сатурн“ (генподрядчик). Конфигурация (цитирую документ) „Компьютер Intel Pentium 4. 512 mb/ HDD 80/ video 64mb/ Austek V999 LE/TD“ Стоимость 25752,92. Согласование цены контракта и оплату поставки производило УКС Пермской области. На момент подключения предустановлены программы: Windows XP Pro, Microsoft Office XP».
Если честно, то лично мне очень жаль, что Cnews не сообщило, ГДЕ можно купить компьютер такой комплектации за 8000 рублей. Я бы с удовольствием приобрёл…
Кстати, оказывается, комплектация школьного компьютера высочайше утверждена, а в данной комплектации должны еще быть колонки по 12 Вт…
В ответ на решение суда Александр Поносов заявил, что по его распоряжению на школьные компьютеры будет установлено бесплатное программное обеспечение Linux, основной конкурент Microsoft Windows, пишет «Коммерсант». Сам Поносов виновным себя по-прежнему не считает и намерен обжаловать решение суда.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Linux, конечно, бесплатный, но найти для него драйверы крайне сложно. Кроме того, в программах экзаменов по информатике вопросы базируются именно на программах Microsoft. И, что самое интересное, цитирую приложение к Приказу Минобрнауки России и Мининформсязи России от 30 июня 2006 г. N 176/85:
«15. Операционная система и программное обеспечение
На каждое АРМ преподавателя должно быть предустановлено системное программное обеспечение и пакет офисных приложений.
Поставщик должен предусмотреть поставку программного обеспечения по специальным ценам производителей программного обеспечения для учебных заведений.
Предустановленная русифицированная операционная система функциональностью не ниже MS Windows 2000 или аналог…»
А вот еще одна подробность, добавляющая пикантности: школы, как все госучереждения, обязаны при покупках пользоваться высочайше установленным регламентом. Так вот, статья, по которой бухгалтерия средней школы села Сепычево Пермского края могла закупать лицензионное ПО (и туалетную бумагу, кстати) ограничена суммой 200 рублей в год. Сколько лицензий можно купить на эту сумму, если учесть, что в уже цитированном п. 15 приложения к Приказу Минобрнауки упоминаются и антивирусы (лицензия — 600 руб на 1 компьютер на полгода)?
Интересно, кого благодарить за такие умные и непротиворечивые законы?
Реформы…
На прошлой неделе Госдума в третьем чтении одобрила проект поправок в закон «О Генпрокуратуре РФ» и Уголовно-процессуальный кодекс, создав новый федеральный орган — Следственный комитет при Генпрокуратуре. Это — начало реорганизации самого ведомства, которая может изменить взаимоотношения между правоохранительными органами и гражданами, а также внутри силовых структур.
Создать некое подразделение, которое объединило бы в себе исключительно следственные функции, по образцу ФБР, собирались еще в конце 1990-х годов, однако тогда нашлось слишком много противников этой идеи. На этот раз для принятия закона, который «перекроил» Генпрокуратуру, хватило двух месяцев — первое чтение состоялось в конце марта, а заключительное — в первой половине мая.
Принятый закон лишает
СК объединит следственные управления Генеральной и региональных прокуратур, а также следственные отделы прокуратур нижних уровней. Другими словами, ведомство раздваивается. Прокуратура, ранее совмещавшая функции следствия и надзора, теперь сможет только надзирать за следствием и поддерживать обвинение в суде.
Еще недавно эти планы касались создания единой структуры вместе с МВД, ФСБ и наркоконтролем. Однако в итоге «разбили» только Генпрокуратуру. Объясняют это тем, что с этого ведомства только началось реформирование всей правоохранительной системы.
Вероятно, они понимали, что ни одна из двух «половинок» прокуратуры силой прежней структуры располагать не будет, а следственные подразделения ФСБ и МВД, избавившись от прокурорской опеки, наоборот, станут сильнее. Ведь отныне прокуроры не смогут самостоятельно приостановить дело, если обнаружат нарушения со стороны следователя, а будут вправе сделать это только через суд. Депутат от «Единой России» — партии, которая и была инициатором принятия закона — глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что «тем самым мы поднимаем роль суда».
Однако критики закона утверждают, что если все обращения перенаправятся в суды, то они, и так перегруженные, «просто захлебнутся». Однако авторы документа отвечают, что суды, особенно в провинции, не так уж и забиты…
Зам. Председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин заявил, что только в прошлом году прокуратура выявила в работе следователей три миллиона нарушений. «Мы отнимаем у прокуроров право оперативного реагирования на беззаконие. Теперь прокурору придется ходить на поклон к начальникам следователей, а в случае отказа — в суд. Выходит, что следователей поставили над прокурорским надзором. Последствия этого решения ощутят на себе граждане, чьи права будут нарушаться чаще».
По его словам, законопроект о создании следственного комитета внесли депутаты — бывшие генералы МВД, а инициатива исходила от экс-министра внутренних дел Бориса Грызлова. «Нарушения допускаются следователями, органами дознания именно в системе МВД. Если новый законопроект вступит в силу, прокурор не будет иметь права отмены незаконных решений», — подчеркнул депутат.
Д.Вадим





