Как ЗАТО жить дальше?
В четверг, в 10 утра, в Доме ученых открылись общественные экспертные слушания, на которые приехали руководители местного самоуправления и представители основных предприятий закрытых городов, чтобы поговорить о стратегии их развития. Слушания прошли под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и Федерального агентства по атомной энергии. Весомость мероприятию придало участие в нем высоких представителей Росатома, а также членов комиссии Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению под председательством профессора Вячеслава Леонидовича Глазычева. Для совместной работы пригласили жителей Сарова, а также внешних экспертов, специалистов по разным направлениям.
— Именно саровский опыт аналитической и проектной работы, накопленный за последние годы, побудил Сергея Владиленовича Кириенко провести подобное совещание в нашем городе. Для жителей Сарова, заинтересованных в том, чтобы у Института и города было достойное будущее, эти слушания станут важным событием, — сказал нам Дмитрий Сладков, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по связям с общественностью.
Работа осуществлялась на пленарных заседаниях и на тематических секциях: безопасности, социальной политики, инструментов развития.
Участники обсуждали свою тему, чтобы изложить ее результаты на пленарном заседании, где, кроме того, слушали доклады официальных лиц и подводили общие итоги.
Представитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Александрович Бояркин представил интереснейший доклад о нынешнем положении в отрасли, ее задачах и перспективах. Перспективы атомной энергетики неплохие, задачи изложены достаточно ясно, но в них нет ничего о том, как атомная энергетика будет способствовать развитию оборонного комплекса и науки. Между тем, когда Минатом (бывший Средмаш) преобразовывали в Агентство по атомной энергии, то обосновывали сие необходимостью финансировать именно «науку» и «оборонку»: «вы нас когда-то создали, а мы теперь будем для вас зарабатывать деньги».
Выступали с докладами представители городской власти — глава города
Чтобы читатель мог составить мнение о работе слушаний, предлагаем информацию в нескольких жанрах: впечатления корреспондента, посетившего секцию социальной политики, доклад по итогам обсуждений секции безопасности и итоговую пресс-конференцию.
Сытый бунт
На одной из секций участники семинара обсуждали социально-экономическую сферу городов ЗАТО: какая ситуация в них сложилась и как ЗАТО могут развиваться.
Наиболее активно обсуждали Саров. И если для нас он родной, то для гостей — нет. Поэтому они легко критиковали его, оценивали со стороны и предполагали пути развития.
Выступившие представители нашей городской администрации воспринимают город преимущественно как приложение к ВНИИЭФ (на семинаре обозначено 3 варианта развития: «город — градообразующее предприятие»,
Приезжие участники не согласились с тем, что город должен быть лишь приложением к предприятию: в Институте теперь работает только «30% работоспособного населения». И высказали предположения, что если градообразующее предприятие не сможет поддерживать город или сократится, то город не сможет сохранить имеющийся уровень жизни.
Участники семинара пытались найти пути развития Сарова. Например, Саров может стать университетским городом в системе ЗАТО и при этом развиваться как православный центр России.
В процессе обсуждения было затронуто и гуманитарное направление. В нашем городе много делается, чтобы привлечь в город лучших выпускников, но при этом лучших школьников «выталкивают из города» — они поступают в иногородние вузы и редко возвращаются, для них важный фактор — мало возможностей для образования, особенно гуманитарного.
Поскольку речь шла о социальной сфере, говоря про города ЗАТО, гости произносили такие слова, как «сытый бунт»: бюджетная обеспеченность у саровчанина в несколько раз выше, чем у жителя малого города; говоря про Саров — «избыточный ресурс» (имели в виду накопленный потенциал — экономический, научный, культурный). При этом приезжие умы отметили, что для саровчан не созданы возможности для культурного развития. Помойка на улицах (грязь, плохие бордюры), в книжном магазине нет ничего, что читают современные гуманитарии; мало богословской литературы (хотя Саров может стать православным центром), полки завалены оккультной литературой и фэнтези. Любопытно, но именно такие «мелочи» и формируют нашу культуру.
Только мы не замечаем…
М.Ковалева
Процесс пошел
Итоги работы второго дня группы, обсуждавшей вопросы безопасности, подвел начальник управления кадров Федерального агентства по атомной энергии Владимир Иванович Лимонаев.
— Первый вопрос — опасения. Какие могут быть угрозы, если мы оставим ЗАТО в том виде, какой есть сейчас, и опасения в случае открытия ЗАТО. Вопрос: что такое сегодня ЗАТО, которые были созданы 50 лет назад, — это достояние страны или проблемный вопрос, доставшийся нам по наследству? Юрий Петрович Щербак рассказал о достоинствах ЗАТО: уровень социального развития — столичный, концентрация высококвалифицированных кадров (я бы сказал — здесь сосредоточен генофонд нации), концентрация высокотехнологического производства, которое сохранено, несмотря на тяжелые перестроечные времена. Проблемы, о которых говорили главы администраций, внесены недавно введенными законами, не учитывающими специфику ЗАТО.
Обсуждали, откуда исходит вопрос: нужны ЗАТО или не нужны? Ответить можно, вспомнив, для чего они созданы: для безопасного функционирования предприятий, чтобы наши чертежи не попали к ученым в Лос-Аламосе. Изменились ли эти условия? В положении 1996 года об обеспечении безопасного функционирования ЗАТО сказано: должна быть городская контролируемая зона, въезд-выезд по разрешениям и пропускам, ограничение предпринимательской деятельности для негорожан, запрет на иностранные инвестиции. Я бы обратил внимание на последние два момента этих атрибутов «закрытости»: эти экономические факторы будут подтормаживать социальное развитие ЗАТО.
Госдума и Совет Федерации уже начинают обсуждать этот вопрос. Правительство поручило Минрегиону тоже заниматься им, создана рабочая группа, определены критерии отнесения городов к ЗАТО — вокруг каких предприятий могут создаваться ЗАТО. Я не знаю, попадут ли существующие ЗАТО под эти критерии, попадут ли они в эту категорию.
Второй вопрос — процесс раскрывания: насколько он объективен, неизбежен (или его можно избежать?). Экономический фактор таков, что этот процесс неизбежен. Сегодня, завтра, через какое-то время мы к нему подойдем. В законе о ЗАТО есть статья — так называемый переходный период для раскрытия ЗАТО. Готовы мы к такому переходному периоду? Что мы подразумеваем под этим периодом? Что должны сделать? Процесс раскрытия ЗАТО уже пошел, он коснулся Минобороны и пока не касается Росатома. В ряде городов Минобороны уже снят статус ЗАТО, там возник ряд проблем, мы не знаем, как их решить. Я не хочу, чтобы это получилось с городами Росатома. Факт: процесс раскрытия объективен, им надо заниматься. Еще один фактор — задача контроля над этим процессом. Представители администраций и предприятий ЗАТО могут нам помочь начать решать все эти вопросы, разработать принципы контроля над процессом, обсудить детали. Еще фактор экономического плана — есть закон об особенностях управления атомно-энергетическим комплексом. Президент, подписывая программу развития атомной промышленности, на первое место поставил программу развития ядерно-оружейного комплекса. Его наказ: не навредить ядерно-оружейному комплексу. Мы своими действиями не должны навредить Сарову, Снежинску, где располагаются основные предприятия этого комплекса.
В заключение скажу: процесс открытия уже начался — усилиями Сергея Владиленовича (им подписан план взаимодействия федерального агентства с закрытыми городами). Пока раскрываемся в социальной и культурной сфере. На этот год запланированы мероприятия в каждом городе, где мы с субъектами Федерации начинаем широкое общение для того, чтобы допустить более широкую аудиторию в наши города, чтобы показать, на каком уровне мы находимся, чтобы уровень был сохранен и приумножен.
М.Ковалева
Не в документе дело
По окончании семинара-слушаний состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали глава Сарова
— Какой ожидается результат?
— Во-первых, в наши средства информации будет представлен материал. Ваши проблемы мы введём в информационное пространство. Мы располагаем, к сожалению, всего лишь нашим сайтом, газетой «Вестник Общественной палаты» и информационным партнёром — газетой «Трибуна».
Второе наше действие — подведение итогов работы комиссии, в рамках общественных слушаний. Подведя итоги и обобщив рекомендации, мы вынесем их на совет палаты. Это высший орган нашей Общественной палаты. Если совет палаты утверждает некий документ, то он, если можно соотнести, — как закон, принятый Государственной думой. Там будут наши позиции, относящиеся к Президенту Российской Федерации, к Правительству, к Росатому, может быть, к руководителям городов ЗАТО, может быть, к общественным объединениям.
— Когда будет написан этот документ?
— Не ожидайте, что завтра. Завтра только начнётся работа над всеми предложениями, прозвучавшими здесь. И задача подобного слушания: не выработать самое умное, а не потерять самое ценное. Завтра эксперты ещё будут работать, объединять, укрупнять. А затем документ поступит к нам, в Общественную палату.
Хочу напомнить, что мы работаем на общественных началах. Мы не встретимся послезавтра. Мы тоже начнём переписку, утверждение, обсуждение, голосование… Если, конечно, вы скажете: «Хотим через две недели», мы будем стараться. Но мне бы не хотелось, чтобы вопрос стоял таким образом. Давайте лучше внимательно поработаем над этим документом.
И самое главное. От того, что он появится через две недели или через месяц, не очень много зависит. Всё зависит от вас. Развитие можно начинать без бумаги этой. Другое дело, что она дополнительный ресурс даст. Дополнительный не только в смысле денежный (я думаю, и это найдём), дополнительный информационный, идеологический, интеллектуальный ресурс. Это всё будет. Но начинайте и без нас. Так много замечательных идей тут было высказано. Создавайте общественный или координационный совет. Берите из высказанных здесь идей те, которые считаете продуктивными, и начинайте реализовывать. Не в документе дело. Хотя я понимаю, что он очень важен, и чем скорее он появится, тем лучше.
Мы все — участники процесса
Позицию ядерного центра по просьбе журналистов пояснил заместитель директора Института
— Мы решаем государственные задачи, определяемые по вертикали государственного управления. Но когда мы выходим с территории производственной площадки, мы все — жители города. И заинтересованы в том, чтобы город развивался. Мы одни из участников этого процесса.
Проект, который послужил поводом, чтобы площадкой для разговора стал Саров, был создан по решению коллегии руководителей, куда входит и директор ядерного центра Радий Иванович Илькаев.
Мы участники этого процесса. Свои интересы (сейчас не модно говорить — государственные интересы) мы будем учитывать. А если не будем, нас поправят.
О.Федотова





