Как будут учить наших детей
Неделю назад городские газеты активно писали о концепции системы образования, вызревшей в недрах одноименного департамента.
Честно говоря, заинтересовалась, что это за фрукт появился и с чем его придется есть. Скажу сразу: документ сей написан чиновниками и для чиновников, то есть с употреблением различных модных выражений: «инновационная деятельность образовательных учреждений», «единое информационное образовательное пространство», «индивидуальная образовательная траектория одаренных детей», «банк психолого-педагогических инноваций».
Ради объективности попросила прокомментировать концепцию заместителя главы города
— Во-первых, у нас не решена проблема здоровьесберегающих технологий обучения детей, — Алевтина Григорьевна поделилась со мной планами введения должности специального инспектора, отвечающего за это направление работы, в частности, за нагрузки школьников.
Не скрою, я сразу же поинтересовалась реакцией представителей спецшкол, участвовавших в разработке документа. Помню, еще недавно в этих учебных заведениях вовсю практиковалось проведение нулевых уроков, не внесенных в общее расписание занятий. А после факультативов юные «мученики науки» возвращаются домой около пяти часов вечера, значит — голодные, если игнорируют школьную столовую. Оказывается, представители спецшкол безмолвствуют в ответ на призывы беречь здоровье подрастающего поколения. Для меня лично это симптом неутешительный: детей в городе все меньше год от года, наполняемость классов пришлось увеличить, чтобы вписаться в нормативы Минобразования. Соответственно, классов в параллелях становится все меньше, а значит, школьная администрация всеми правдами и неправдами постарается обеспечить загрузку и зарплату учителя.
Второй важнейшей проблемой, волнующей общественность Сарова,
Насколько мне известно, в Сарове успешно существовала и функционировала система работы с детьми из неблагополучных семей. Малышами занимались в детском саду № 24, школьниками — в первом и даже девятом интернате. Педагогически запущенных и озлобленных ребятишек здесь пытались отогреть и научить всему тому, что так естественно для их благополучных сверстников.
Наверное, лишнее учреждение социальным сиротам не повредит. Но в городе, где каждому из 34 депутатов для работы в округе из городского бюджета отстегивают по 200 тысяч рублей в год, хотелось бы чего-то большего. Может быть, нашим избранникам по силам ежегодно покупать по одному коттеджу для создания семейного детского дома? За пять лет полномочий можно было бы создать поселок из пяти таких домов.
Конечно, тогда у них не останется средств на завоевание сердец электората — беда. Но мне кажется, что иначе ситуацию с социальным сиротством никак не поправить. А в обществе, по признанию Путина, главная проблема которого в диком имущественном расслоении граждан, всегда будет неспокойно и криминально, какую программу ни напиши наши теоретики от образования.
Смогут ли улучшить криминогенную ситуацию милиционеры, ставки которых появляются в первом интернате, шестой и вечерней школах — сомневаюсь!
Не понравилось мне и то обстоятельство, что в нашем городе науки собираются выращивать только юных математиков, физиков и программистов, а гуманитарии? Видимо, саровская земля рождать их не имеет права.
Там, где речь в концепции идет о работе с педагогическими кадрами, я узрела аббревиатуру Нижегородского филиала Высшей школы экономики — прошлогодняя концепция системы образования которого мне запомнилась откровенным намерением влезть в карманы саровских родителей. Словом, от внебюджетных источников финансирования наши организаторы образования отказываться не собираются, ссылаясь на «веяния времени».
А вот намерением ввести новый орган — городское родительское собрание — меня почти напугали, потом, правда, прочитала, что его виртуальный аналог можно разместить на городском образовательном портале. Призывы же
Конечно, авторы концепции разработают к ней и необходимые программы, но будут ли они отвечать вызовам времени?
Ни слова я не увидела в концепции о проблемах нашего начального профессионального образования — а ведь это судьбы ребят из не самых социально обеспеченных слоев общества, с одной стороны, а с другой — перспективы развития наших производственных предприятий.
И еще одна скверная мыслишка не дает мне покоя: не потому ли у нас активно взялись за концепцию образования, что его бюджет составляет 60% муниципального? Неужели кого-то привлекли бюджетные реки с их кисельными берегами?
Ольга Загускина





