Окно в культуру
21−23 ноября в Сарове побывала делегация Министерства
Ответ прозвучал на встрече советника министра
Развитие культуры… Тема чрезвычайно широкая, необъятная, с какого бока подойти? И что должно получиться в итоге?
На встрече прозвучало такое определение: культура — это качество того, что мы делаем (в быту, на работе — везде).
Поскольку основное предприятие в Сарове — ВНИИЭФ, то прежде всего здесь для качественной работы нужны люди творческие. Поэтому часть программы будет направлена на развитие творческого начала у детей и подростков. Еще важно, чтобы Саров стал привлекателен и интересен для молодых и взрослых; уровень гастролей, концертов и выступлений должен быть на уровне больших городов. И вообще, культура должна внедряться и развиваться на всех уровнях — а над тем, как именно, будет работать рабочая группа, в которую должны войти руководители ВНИИЭФ, городской администрации и думы.
После основных мероприятий визита журналисты городских газет задали гостье из Москвы вопросы.
— Почему эта программа делается именно в Сарове?
— Я считаю, что в Сарове есть достаточный накопленный предварительно опыт, от которого можно оттолкнуться. Мне действительно нравится работа многих ваших учреждений культуры — художественных и музыкальных школ. Вчера мы в капеллу заезжали — интереснейший мальчишеский коллектив.
Есть стартовая точка. На пустом месте начинать нельзя. Поэтому — Саров.
Подобная программа («Культура. XXI век») делается впервые, поэтому у нас нет даже концепции. Многие вещи надо сначала осмыслить. Я забрала из Сарова большую папку документов, там есть конкретные предложения: заявки, программы. Надо осмыслить тему «Интернет как окно в культуру» и целый ряд других вопросов.
— Программа рассчитана на детей или на взрослых?
— Это не программа только для детей. Одной из сквозных тем будет формирование творческой личности. Мы планировали начинать со школы, но поступили предложения начинать с детского сада. Это должно идти через весь жизненный процесс. Каким образом? Наверное, будут темы высшего интеллекта и его развития. Кстати, мы пока не выходили на психологическую сторону этого проекта. А ведь если говорить о развитии творческой личности, то без психологов не обойтись! Это очень интересно. Или, например, в программе есть создание культурного облика города. Что это будет? Может быть, новый градостроительный проект или еще что-нибудь.
— Сегодня был день «мозгового штурма». О чем говорили?
— Присутствовали
— Что вы успели посмотреть в Сарове?
— Вчера я была в музыкальной школе им. Балакирева, в художественной школе, в ДШИ № 2, училище искусств, где все ремесла и профессии есть, в цкид ВНИИЭФ, в капелле, в общеобразовательной школе № 12. Когда приезжала в прошлый раз, была в театре и двух библиотеках.
— Саровская программа будет потом применяться в других городах?
— Если получится интересная программа, если мы сделаем какой-то прорыв, скажем новое слово — то да. Это возможно сделать только там, где есть на что опереться — а я убеждена, что тут — есть! Само население откликнулось, горожане приносят предложения — мне кажется, это очень важно. А ведь мы только начали! Если удастся включить в работу над программой население, если оно проявит интерес, тогда всё получится. Я хочу видеть представителей общественности, горожан, которые сегодня пришли, делателями, творцами программы, а не населением, на которое мы должны влиять. Сейчас — сложный период поиска. Надо учитывать изменение культурных процессов. Я очень боюсь действий людей, которые идут вне реальных потоков времени, реальных изменений. Можно затратить много усилий и средств, но если они не отвечают объективным процессам, они не принесут результата. А любой объективный процесс противоречив: в нем есть плюсы и минусы; и в конечном итоге наша задача — плюсы поддержать, минусы нейтрализовать. Это возможно.
— Развитие культуры связано с образованием. Но на эту систему влиять трудно…
— Мы будем обязаны включить образование в программу. Договоримся об общих целях, о точках соприкосновения и они включат это в свою работу. Сколько ни будет художественных и музыкальных школ, мы не решим проблемы, если не добьемся увеличения гуманитарного цикла в общем образовании.
— В этом направлении есть подвижки?
— Проблема поставлена, есть люди, которые пробивают эти вопросы, есть наши неоднократные обращения, есть действия Олега Смолина в комитете Госдумы по образованию. Есть ряд конкретных действий, чтобы изменить ситуацию в общем образовании.
— Как можно будет понять, получилась ли программа?
— Это сложная задача — обсчитать все в конкретных показателях. В каждом направлении программы мы должны определить цель, как ее достичь, а потом эти действия обсчитать по конкретным результатам (показателям). Например, сейчас говорят: если выпускник уехал учиться в Москву, сюда он не вернется. А если мы увидим, что процесс повернулся — люди будут возвращаться, будут рваться работать в научном центре, их будет здесь что-то привлекать… Надо создать стимулы — в культуре города. Человек должен быть уверен, что в этом городе он ни от чего не оторван — ни от высокой культуры, ни от книг и информационного запаса. Все то же самое, только условия работы более благоприятны. Другой пример: возможно, в результате программы город заметно приобретет новые черты красивого современного города — не только внешне, но и внутренне. Или еще пример: все больше детей будет идти в творческие профессии…
М.Ковалева





