Наблюдатель
К вопросу о коррупции
«Весь день изучает: чего где урвать?
Он злой, осторожный,
Он смотрит тревожно —
К кому б присосаться,
Кого обобрать?»
(Т.Шаов, «О большом и малом начальстве»)
Честно говоря, я собирался писать об аресте руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Думал, за неделю, кроме самого факта ареста, какие-нибудь подробности появятся. Но, что удивительно, в Интернете присутствует только краткая официальная информация. Нет, конечно же, там можно найти массу высказываний по этому поводу известных (чаще — не очень известных) политиков и таковыми себя считающих, но собственно информации — мало. Что вселяет надежду, что на этот раз зло получит по заслугам.
Руководителям ФФОМС инкриминируется получение взятки (статья 290 УК РФ), а также злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ). В ходе расследования уголовного дела установлены факты получения взяток должностными лицами ФФОМС от руководителей территориальных фондов ОМС и представителей фармацевтических и иных коммерческих предприятий, участвующих в поставках медикаментов и медицинского оборудования.
По данным прокуратуры во время обысков в помещениях фонда в Москве и территориальных фондах ОМС изъяты многочисленные финансовые и другие документы, более сотни печатей различных коммерческих структур и значительные суммы денег.
Новый глава ФФОМС Дмитрий Рейхард отправил в отставку двух высокопоставленных сотрудников ведомства: начальника управления организации лекарственного обеспечения Александра Баженова и советника директора фонда по информатизации Геннадия Орлова.
Тем временем министр здравоохранения и социального развития Зурабов заявил, что его пытаются отправить в отставку с помощью коррупционного скандала в подведомственных Минздраву фондах. Он пообещал оказать «всю необходимую помощь и поддержку» в расследовании нарушений, выявленных в деятельности ФФОМС.
Кстати, в прошлый вторник Генпрокуратура вынесла представление с требованием устранить нарушения законов о госслужбе, которые были обнаружены в министерстве: «Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ». В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения. В нарушение требований федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ряд сотрудников министерства не представлял в кадровую службу справки о соблюдении ограничений, связанных с государственной службой. В министерстве не было конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв". И так далее…
Кстати, в Госдуме планировался «правительственный час» с участием Зурабова. Но, как пишет «Труд», фракция «Единой России» устроила его перенос с ближайшей среды на весеннюю сессию. «В очередной раз парламентское большинство в лице „Единой России“, — возмущенно констатирует „Труд“, — убедительно показывает: своих не сдают».
Еще интересный момент. Как ФАМИЛИЯ руководителя ФФОМС? Все сообщения утверждают, что Таранов. Но в подписанном Фрадковым в октябре 2004 года постановлении возглавляет правление ФФОМС… Михаил Зурабов. Во всяком случае, в официальной «Российской газете» некоторые документы ФФОМС представлены за подписью его председателя правления
Как тогда понимать слова реального руководителя ФФОМС Михаила Зурабова, донесенные до широкой общественности агентством РИА «Новости»: «…Были произведены замены в руководстве фонда… Готовились документы на отстранение Таранова от должности председателя фонда»?
Наиболее перспективным направлениям дела в регионах в Генпрокуратуре считают следствие о деятельности территориальных управлений ФФОМС в Томске, Воронеже, Саранске и Кургане.
Другая перспективная линия следствия — разработка подозреваемых, пока остающихся на свободе. В числе таковых Юрий Яковлев — бывший первый замдиректора ФФОМС, покинувший свое кресло в августе нынешнего года. Юрий Евгеньевич считается одним из ближайших друзей Михаила Зурабова и арестованного главы фонда Андрея Таранова. Юрий Яковлев лег в больницу за день до арестов руководства ФФОМС. Это уберегло его от их участи, но не спасло от обысков, во время которых у экс-чиновника найдено более 30 миллионов рублей наличными в разных валютах. В настоящее время Юрий Яковлев все еще в больнице. Правда, для экономии средств Юрий Евгеньевич пользуется не частной клиникой, а клинической больницей Управления делами Президента…
Инициатива снизу
В процессе сбора информации о ФФОМС я обнаружил, что в русскоязычном Интернете (Рунете) появился сайт, созданный с целью борьбы с коррупцией. Любой желающий может написать письмо администрации сайта и пожаловаться на конкретного взяточника, указав подробную информацию о нем. Адрес сайта — www.vzjatkam.net; советую посетить.
Авторы сайта сформулировали его концепцию так: «Все данные вносятся в базу данных посетителями сайта и за достоверность информации администрация сайта ответственности не несет.
Появление на сайте Ваших данных не является основанием для Вашего задержания, но является поводом для Вас задуматься и поводом для правоохранительных органов приглядеться к Вашей деятельности.
Цель, с которой создан этот интернет-проект — борьба с коррупцией. Понимая, что антикоррупционые меры, предпринимаемые государственными чиновниками, неэффективны по определению — сами себя они вряд ли высекут — мы решили прибегнуть к помощи общественности. Ведь чего более всего боится взяточник? — что о его преступлении узнают. Мы с вашей помощью делаем эту информацию общедоступной».
В настоящее время в списке сайта числится более 200 человек, подозреваемых в коррупции — от преподавателей вузов и средних учебных заведений до чиновников высшего ранга. Кроме того, на сайте представлен своеобразный рейтинг взяточников.
А еще я нашел на сайте своеобразный «прейскурант», составленный авторами сайта. Привожу выдержки.
Правительственные услуги:
- 1. «Вбитая» строчка в бюджет — 4% от суммы
- 2. Подписание дополнительных экспортных квот — 10% от рыночной стоимости
- 3. Откат за подписание госзаказа — 20% от суммы
- 4. Перевод бюджетных средств — от 5% от суммы
- 5. Откат за поставки на экспорт дешевого газа — 50% от разницы между рыночной и договорной стоимостью
Судебные услуги:
- 1. Организация судебного процесса против конкурента — от $100 000
- 2. Решение о конфискации имущества — от $50 000
- 3. Арест или его снятие с банковского счета -30% и более от суммы
- 4. Выигрыш процесса в арбитражном суде — от $50 000
- 5. Арест акций или другого имущества — от $30 000
Прейскурант административных должностей:
- 1. Портфель федерального министра — от $10 млн.
- 2. Пост губернатора — от $8 млн.
- 3. Звание сенатора (члена СФ) — от $2 млн.
- 4. Кресло депутата в ГД — около $2 млн.
- 5. Назначение депутата председателем комитета — около $1 млн.
- 6. Зампредседателя ГТК — $1 млн.
- 7. Зампредседателя ФНС — от $500 000.
- 8. Директор унитарного предприятия — около $1 млн.
- 9. Районный судья — от $200 000.
Сакральные жертвы?
На прошлой неделе в Лондоне бывший офицер ФСБ Литвиненко, дававший в свое время показания о подготовке покушения на Березовского, заявил, что у него есть (или будут) материалы, раскрывающие тайну гибели Политковской. И почти сразу после этого попал в больницу University College Hospital, из которой уже не вышел.
Перед смертью он утверждал, что его отравили агенты Кремля. Этой версии придерживаются и беглый предприниматель Борис Березовский, и бывший резидент КГБ в Великобритании Олег Гордиевский, перебежавший на Запад еще в советское время.
Бывший подполковник ФСБ был доставлен в больницу после встречи с итальянским гражданином Марио Скарамеллой, якобы передавшим ему документы о возможной причастности ФСБ к убийству Политковской. Однако позже Скарамелла сам явился в британское посольство в Риме и заявил, что собирался обсудить с Литвиненко, как с бывшим сотрудником российских спецслужб, вероятность угроз, полученных им по электронной почте в связи с участием в работе комиссии, расследовавшей деятельность КГБ в Италии.
Литвиненко был госпитализирован 1 ноября, первые сообщения о том, что он отравлен, появились только 11 ноября. 19 ноября появились первые версии отравления. В качестве яда называли тяжелый металл таллий, соли которого используют в крысиной отраве.
21 ноября специалист по токсикологии Джон Генри, принимавший участие в расследовании отравления президента Украины Ющенко, заявил, что Литвиненко может быть отравлен «радиоактивным таллием». Лечащие врачи Литвиненко в то же время выразили сомнение, и 22 ноября заведующий отделением интенсивной терапии больницы Джефф Беллинген официально исключил версию отравления Литвиненко таллием или каким-либо радиоактивным веществом. К вечеру этого же дня у пациента произошел инфаркт, приведший, по некоторым данным, к остановке сердца. Вечером 23 ноября Литвиненко умер.
Возможно, свет на то, что произошло с Литвиненко, прольет патологоанатомическая экспертиза. Пока что патологоанатомы смогли обнаружить в теле Литвиненко некоторое количество радиоактивного элемента полония.
Практически все английские (и не только) газеты связывают смерть Литвиненко с его резкими выступлениями в адрес Путина. Версия об отравлении Литвиненко российскими спецслужбами — самая распространенная.
Впрочем, газета Guardian пишет, что ее источники в британских спецслужбах не исключают возможность, что случай с Литвиненко устроен, чтобы бросить тень на Кремль и российские спецслужбы. Газета замечает, что массированная кампания вокруг отравления Литвиненко развернулась после того, как его состояние резко ухудшилось. По данным Guardian, кампания была организована пиар-агентством, которое возглавляет Тим Белл, ранее работавший с Маргарет Тэтчер, а ее заказчиком является Борис Березовский. Именно Chime Communications распространяла информацию о состоянии здоровья Литвиненко и его фотографии в больнице.
Березовский лично нанимал человека, который интервьюировал специалиста по токсикологии Джона Генри, выступившего с версией отравления радиоактивным таллием. Однако в больнице заявили, что Генри не лечил Литвиненко и не был знаком с результатами обследований, когда выдвигал свою версию.
Последней пиар-акцией стало оглашение перед телекамерами прощальной записки Литвиненко, якобы написанной по его диктовку незадолго до смерти. Записку зачитал друг покойного Александр Гольдфарб. В ней Литвиненко обращался к «человеку, на котором лежит ответственность за мое нынешнее состояние». «Вы можете заставить замолчать одного человека, но шквал протестов со всего мира будет звучать, мистер Путин, в ваших ушах до конца ваших дней», — приводят цитату СМИ. Плачущий отец Литвиненко обвинил в гибели своего сына «руку Москвы» и обещал увековечить память о нем, когда рухнет «бессовестный режим».
Впервые за время загадочной истории с отравлением бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко официальные российские власти озвучили свою версию событий.
«Не может не настораживать бросающееся в глаза чрезмерное количество нарочито точных совпадений резонансных смертей людей, которые при жизни позиционировали себя как противники действующей российской власти, с международными событиями с участием Президента РФ», — заявил помощник Президента России Сергей Ястржембский.
И практически впрямую обозначил того, кому может быть выгодна дискредитация Путина: «Пресса должна задаться вопросом — кому выгодны эти сакральные жертвы?».
Впервые понятие сакральной жертвы появилось после публикации скандального разговора телеведущего Владимира Соловьева и беглого олигарха Бориса Березовского. «Есть план: надо принести сакральную жертву в интересах демократии, чтобы все содрогнулись и отвернулись от Путина», — вспоминает Соловьев слова баба…
Д. Вадим





