Наблюдатель
Проекты
Статья базируется на публикациях агентства Lenta.Ru.
Июньские заседания российского правительства закончились принятием за основу проектировок бюджета, в соответствии с которыми Минфину понадобятся как минимум 200 миллиардов рублей, чтобы свести концы с концами. Значительные средства отправятся в Стабфонд, ведь к 2007 году, после выплат 20 миллиардов долларов кредиторам Парижского клуба, в нем образуется заметная дыра.
Формально в 2007 году федеральный бюджет страны будет профицитным. Дефицит появится из-за того, что полтора триллиона рублей окажутся в Стабилизационном фонде и потратить их не получится. И хотя заявленный дефицит и сам по себе довольно велик, реальное положение дел гораздо хуже. Перед тем, как представить членам Правительства несбалансированный бюджет, министру финансов Алексею Кудрину пришлось отказать в выделении средств многим из лоббистов. Если сложить их требования, может получиться около полутриллиона рублей.
Так, главе Минэкономразвития Герману Грефу на инвестиции нужно 200 миллиардов рублей, Юрию Трутневу из Минприроды требуются 10 миллиардов на геологоразведку, нет там и денег на выполнение демографических задач, что составляет также около 200 миллиардов рублей.
Чтобы удержаться на плаву, пришлось объявить бой неэффективным федеральным целевым программам. Некоторые из них (17, по данным «Коммерсанта»), скорее всего, денег не получат. Кроме того, Фрадков заявил, что из бюджета будут финансироваться только те программы, которые хорошо разработаны, подготовлены и имеют целевые показатели.
Ради подготовки бюджета-2007 сдали и предпоследний бастион разума — в Минфине и Минэкономразвития сочли возможным повысить среднегодовую цену на нефть до 58 долларов за баррель. Теперь прогнозная цена нефти марки Urals всего на 7 долларов ниже реальной. По счастью, цена отсечения, определяющая, какая часть доходов от продажи нефти уйдет в Стабфонд, а какую можно потратить, устояла и по-прежнему составит 27 долларов с барреля (именно эту цену недавно Владимир Путин преподнес иностранным журналистам в качестве базовой для бюджета).
Президент России добавил свою порцию адреналина в процесс подготовки бюджета. Он потребовал начать работу над бюджетом-2008 уже в 2006 году, чтобы принять его раньше, чем депутаты разъедутся на предвыборную агитацию. То же самое уже Фрадков заявил Кудрину, а Кудрин, надо думать, передал начальникам департаментов Минфина.
Для Правительства это требование означает только одно — бюджет придется готовить по трехлетнему финансовому плану. В этом плане, например, есть прогноз цены на нефть на два года вперед. Что произойдет с бюджетным процессом, если конъюнктура рынка изменится в предвыборный год, никто сказать не может.
Меньше времени останется и на саму подготовку бюджета, так как главный финансовый документ страны на 2008 год предполагается принять в трех чтениях вместо четырех. По иронии судьбы, министры с мая отстают от графика работы над бюджетом-2007.
Хотя Кудрин уже заявил, что сможет покрыть дефицит бюджета за счет остатков на счетах, а также за счет займов на внутреннем рынке, стоит подумать, что произойдет, если Минфин будет лишен возможности предъявить такой «рояль в кустах». Ведь в 2008 и 2009 годах бюджеты, скорее всего, также будут условно-профицитными.
Основными, самыми крупными источниками бюджетных доходов являются налоговые и таможенные платежи. Интересно, что и то, и другое ведомство сейчас находятся на пороге серьезных реформ.
Так, ФНС и Минфин ведут бесконечные споры с бизнесом относительно налогового администрирования и повторных проверок, которые приносят в бюджет свыше десятка миллиардов долларов. Именно благодаря повторным визитам к налогоплательщикам ФНС удается радовать Правительство в целом и Минфин в частности. Если переговоры пройдут удачно, налоговики смогут расширить свои полномочия либо, по крайней мере, заручиться поддержкой некоторых крупных налогоплательщиков.
В то же время новый главный таможенник страны, Андрей Бельянинов, подчиненный теперь не МЭРТ, а непосредственно Правительству, затеял большую чистку, в ходе которой зарплата таможенников должна значительно вырасти. Надо думать, вырастут и план, и показатель перевыполнения этого плана.
Легко видеть, что все инициативы Правительства финансирует бизнес, который после истории с ЮКОСом исправно платит и налоги, и таможенные пошлины. Давно звучит и название еще одного источника бюджетных средств — так называемых отраслевых сверхдоходов. Недавно, например, предлагалось направлять сверхдоходы «Газпрома» в бюджет (есть три мнения на этот счет — запретить изъятие сверхдоходов, разрешить изъятие, либо разрешить, но направлять сверхдоходы в Стабфонд). В течение вот уже нескольких лет растет налогообложение нефтяной отрасли.
Для других доходных отраслей готовится новый закон о конкуренции, согласно которому наказанием за картельный сговор может стать штраф размером до 4% с годового оборота компании. По словам глава ФАС Игоря Артемьева, штрафы теперь могут достигать десятков и сотен миллионов долларов (ранее максимальный размер штрафа составлял всего полмиллиона рублей).
Внимание госслужащих уже привлекла телекоммуникационная отрасль: недавно дополнительные налоговые претензии были выдвинуты по отношению к «Ростелекому» и «Вымпелкому». Закон о конкуренции уточняет — для участия в сговоре трем компаниям надо занимать более 50% рынка, а пяти — свыше 70%. Структура рынка сотовой связи, например, прекрасно вписывается в эти условия.
Можно с уверенностью сказать, что в Правительстве нашли новый, весьма эффективный способ пополнения казны. Средств хватит при должном усердии и на решение демографического вопроса, и на инвестиционные программы Грефа. Таким образом, безденежными российские доны не останутся.
ГЛАС НАРОДОВ: РОССИЯ И США
Статья базируется на публикациях агентства Washington ProFile.
Опубликованы итоги совместного российско-американского проекта New Dartmouth Conference 2001−2005 годов. Это была серия форумов и опросов общественного мнения, с помощью которых определялись позиции граждан обеих стран. Главная цель проекта — разработка нового, более благоприятного направления русско-американских отношений.
По данным этого исследования, от 94% до 98% россиян считают, что вопрос отношений с США является «важным или крайне важным» для их страны. При этом российско-американские отношения интересуют российских граждан значительно больше, чем американцев. 33% россиян считают, что Россия и США должны сотрудничать прежде всего в сферах безопасности, борьбы с преступностью и охраны окружающей среды. 27% россиян считают, что от США не стоит ожидать ничего хорошего, еще 23% не считают нужным сотрудничать с США. 17% придерживаются мнения, что России стоит многому учиться у Соединенных Штатов.
Главные причины того, что россияне не полностью поддерживают сотрудничество с США, следующие: США не уважают российские национальные интересы и российскую точку зрения; различный уровень развития экономик двух стран, а также различия в социальных, политических и культурных приоритетах; недостаточно развитое сотрудничество между гражданскими обществами обоих государств… Упоминается и классическая причина — недоверие друг другу, унаследованное от эпохи холодной войны. При этом россияне не имеют претензий к американскому народу. Американцев называют энергичными, предприимчивыми людьми.
Американцы относятся к России с уважением и осторожностью. Они придерживаются мнения, что Россия не враг, но и не большой друг США, хотя американцы выступают за более прочное партнерство. Хотя отношения между Россией и США не являются для американцев главным приоритетом, они признают, что Россия может снова стать великой державой, и поэтому США должны сделать все всевозможное, чтобы обеспечить демократический путь развития России. Американцы хотят, чтобы в международных вопросах Россия выступала на стороне США.
Американцы также убеждены, что США должны относиться к России с уважением, как к равному дипломатическому и экономическому партнеру. Они считают, что Вашингтон должен учитывать интересы России. Это не значит, что США должны вести «политику уступок» — скорее, необходимо уважать интересы всех партнеров США, включая Россию. Также распространено мнение, что нужно укреплять формальные и неформальные связи между обоими государствами и их гражданами и нужен постоянный обмен идеями.
Граждане США поддерживают долговременное партнерство со странами, которые ставят перед собой цель развития демократических институтов. Американцы признают и готовы смириться с тем, что демократия в России будет развиваться по-другому, чем в США и в Западной Европе, в силу социокультурных и исторических причин. Однако некоторые гражданские свободы и демократические принципы необходимо сохранять в любом случае. К примеру, понятие демократии базируется на принципе свободы личности, и поэтому подавление этой свободы воспринимается как отсутствие демократии. Опрошенные американцы заявили, что признаки того, что Россия развивается по авторитарному пути, являются сигналом для того, чтобы США ограничили свое партнерство с Россией. США должны поддерживать демократическое и экономическое развитие России, однако только в том случае, когда их помощь востребована самой Россией.
Главный вывод доклада: и россияне, и американцы убеждены, что для обоих народов выгоднее сотрудничать, а не идти по пути конфронтации. Лучший способ улучшить отношения между двумя странами — активизировать контакты между гражданами и организациями России и США.





