Нужна ли улицам Сарова живая музыка?
У нас в городе совсем недавно появились уличные музыканты, или, как они себя называют, — аскари (аскать /англ. ask — спрашивать/ - просить деньги у прохожих на улице, вообще просить что-нибудь). Явление это для нашего города совсем новое, хотя в больших городах уже обыденное.
Есть такая профессия — денюжку просить, но одни это делают нагло (вспомните мужика, сидящего в «Юбилейном», тыкающего в проходящих похожей на лопату ладошкой), а другие просто сидят на улице, играют на гитаре и просят (не требуют).
Недавно к нам в редакцию пришло письмо такого содержания:
«Уважаемая редакция!
Как Вы знаете, во всех крупных городах на центральных улицах, в переходах есть музыканты, которые играют достаточно известные песни, при этом кто-нибудь бегает с кепкой, в которую желающие кладут деньги. Мы решили заработать таким же способом в Сарове.
Мы взяли гитару, кепку и хорошее настроение и сели возле магазина „Дружба“. Начали играть, многим это нравилось. Желающих поддержать музыкантов было достаточно. За последние две недели мы сидели там пять вечеров, четыре из них нас прогоняли работники милиции. Каждый раз мы интересовались, почему „аскерство“, как это называют в других городах, запрещено у нас. Каждый работник милиции не мог дать определенного ответа. Один говорил, что мы занимаемся незаконным предпринимательством, другой говорил, что мы нарушаем один из местных законов, но трактовку этого закона он нам не сказал. В общем, каждый говорил свое. Без всякой ясности.
Так вот, уважаемая редакция, мы хотим узнать, какой именно закон нарушаем, если таковой вообще существует?
Чем наш город хуже Москвы, Питера, Нижнего Новгорода и многих других городов мира, где „аскество“ имеет право на существование.
Ваши музыканты и „аскеры“: Садист, Лиса и Лохматый»
Редакция направила письмо начальнику УВД г. Саров
А я решила для начала узнать мнение горожан. Отправилась с «аскарями» на КПП-3 и спрашивала у людей, как они к ним (музыкантам) относятся. Результат получился такой: 49% опрошенных — относятся очень даже доброжелательно, им, можно сказать, нравится, 50% - было безразлично, и только 1% высказался негативно.
Кто-то говорил «Идите работать!». А разве выступать перед публикой — не работа? Известные (и малоизвестные) певцы и музыканты зарабатывают тем, что поют и играют, или вы думаете, что они тоже «дурью маются»? В Питере я сама спустила около сотни на уличных музыкантов, там, кстати, разнообразие поражает, и флейты, и баяны, и электрогитары, но больше всего мне понравился контрабас. Но дело не в том, сколько моих денег осело в карманах «аскарей», а в том, что в больших городах они буквально на каждом шагу, и в переходах, и на центральных улицах, города наполнены разнообразной музыкой. Приятно идти и слушать не рев машин и гул людской речи, а живую музыку. Но что-то я увлеклась.
Двое саровских «аскарей» — несовершеннолетние (найти работу несовершеннолетнему в нашем городе практически невозможно), одному 18 (он, кстати, работает). Петь и играть на улице — работа по-своему тяжелая (когда я делала материал, чтобы лучше понять, что это такое, попробовала побыть «аскарем» — играла на перкуссии). Тем более, они ведь не требуют платы за свой труд.
Я спросила у музыкантов, зачем они это делают. Ответ меня сначала удивил. Во-первых — они это делают для того, чтобы создать людям хорошее настроение, во-вторых — копят на новую гитару. Спросила о дальнейших планах, и оказалось, что они у них далеко идущие — создать свою группу уличных музыкантов (даже название придумали «M.Street») и привлечь в нее скрипача. Кстати, на улице их заметили и пригласили выступать в кафе «Рябинушка».
Т.Шрайбикус, фото автора




