Ваше здоровье или медицина в Сарове как она есть
Могут ли заниматься искусством врачевания бездомные и нищие люди? Понятно, что нет. Хотя наше государство до последнего времени платило людям в белых халатах такую зарплату, что им поневоле приходилось «кормиться», как в старину государевым чиновникам. Все хорошо знают анекдот: государство делает вид, что нам платит, а мы — что работаем. Все, кроме тех, от кого зависит что-то изменить в нашей несуразной жизни. Признаемся, что мы, пациенты, часто возмущаемся, ожидая, наверное, чуда: внимания и понимания, озарения и исцеления не от замотанного жизнью человека, а от идеального служителя чистого искусства врачевания.
А НА ПРАКТИКЕ
Накануне Дня медицинского работника мы встретились с начальником ЦМСЧ-50 Сергеем Борисовичем Оковым. Десять лет он возглавляет нашу медсанчасть, в феврале этого года получившую статус клинической больницы. Повлияет ли изменение статуса на качество оказания медицинской помощи жителям города, не станет ли сложнее получить направление в специализированные клинические больницы на «большую землю», предполагается ли какой-то выигрыш в финансировании — мы постарались получить ответы на все эти вопросы.
Естественно, как руководитель большого коллектива Сергей Борисович не мог обойти жизненно важные для своих коллег темы:
— Сегодня можно твердо сказать, что зарплата у нас не уменьшилась: люди получают ту же самую зарплату, что и в прошлом году, за исключением трансфертов на удорожание продуктов питания. Эти выплаты нам сейчас не финансируются, поэтому отменены. Правда, для самых низкооплачиваемых сотрудников (с 1 по 4 и скоро добавим сюда и 5 категорию) мы производим доплаты в размере 300 рублей в месяц за счет внутренних резервов. Сейчас мы начисляем зарплату по федеральным ставкам с учетом 25% главковской надбавки и 20% зональных, кроме того, всем сотрудникам выплачиваем надбавку «за интенсивность», чтобы компенсировать разницу в зарплате до 1 января 2006 года.
К сожалению, у нас есть проблемы c территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ОМС), который не признает правомочность выплаты нашим сотрудникам 20% надбавки за работу в условиях ЗАТО. На этот счет еще во времена Советского Союза было выпущено закрытое постановление Совмина. Так вот нам говорят, раз решение было принято на уровне Москвы, пусть оно выполняется за счет средств федерального бюджета. Пока этот вопрос не урегулирован, мы изыскиваем средства самостоятельно и работникам в сфере ОМС эту надбавку выплачиваем.
С 1 мая 2006 года мы повысили заработную плату всем работникам медсанчасти на 15%, как это предусмотрено постановлением Правительства. То есть повышена не только тарифная ставка на 15%, но и все надбавки на нее. Пока приказ о повышении зарплаты выпущен на три месяца: до августа у нас деньги точно есть, но я думаю, что зарплата медиков будет повышаться и дальше. Честно говоря, мы проявили определенную осторожность на случай непредвиденных финансовых катаклизмов, чтобы иметь возможность чуть-чуть отступить назад. Но деньги должны поступить. Самое главное — удалось выполнить обязательство перед трудовым коллективом, которому мы обещали в прошлом году, что зарплата у людей не будет снижена. Надо сказать, что коллектив и профсоюзный комитет очень хорошо ситуацию понял, поддержал руководство медсанчасти. Сегодня проблем с зарплатой я не вижу, кроме тех, которые связаны с последним ее повышением — надо изыскать средства, чтобы профинансировать его до конца года, но источники для этого есть, проблем быть не должно, главное, чтобы нам не мешали.
Что касается клинической больницы. 14 февраля ФМБА выпустило приказ о реорганизации ЦМСЧ-50 в клиническую больницу № 50. Но возникла одна проблема — все уставы вновь образуемых федеральных учреждений должны согласовываться с Минфином. Это согласование идет до сих пор, поэтому пока еще мы называемся медико-санитарной частью № 50.
Новый статус дает право настаивать на применении к нам тарифов высшего уровня в системе ОМС. До 2005 года наши подразделения получали по разному уровню тарифов, не всегда по самому высокому. Теперь появляется возможность требовать оплаты по высшей шкале, это дополнительно 15−20%. Второй важный момент — получение финансирования из федерального бюджета на 2007 год. Новый статус позволяет дополнительно вводить ставки научных работников, привлекать специалистов-консультантов. Сейчас заключен договор о сотрудничестве с д.м.н., профессором
Наши врачи-гинекологи считают, что такая форма взаимодействия приносит им существенную пользу. Есть договоренность еще с рядом кафедр, но вся эта работа активизируется в сентябре, с окончанием отпускного периода.
Сегодня в ФМБА разрабатывается, а наша медсанчасть готовится реализовать ряд важных программ, в том числе — программу патологической диагностики, или диагностики опухолей на клеточном уровне. В рамках этой программы нам будет поставлен специализированный автоматизированный комплекс для цитодиагностики. Эта дорогостоящая аппаратура позволяет быстро и точно проводить необходимые диагностические исследования. Ведутся переговоры по переоборудованию иммуноферментной диагностической лаборатории, где выполняются анализы на ВИЧ, различные гепатиты. В следующем году мы планируем поменять все рентгеновские аппараты.
Клинические больницы на «большой земле» имеют традиционную специализацию. Если человеку показано нейрохирургическое вмешательство или коронарное шунтирование, понятно, ему будет выдано направление в клинику соответствующего профиля. Мы не зарабатываем на несчастьях людей.
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГОРОДЕ?
— Введено дополнительно 140 больничных коек — это очень важно, так как позволило увеличить число мест в хирургии, гинекологии, терапии, неврологии — практически во всех отделениях. У нас больше нет проблем с госпитализацией при наличии показаний, так как имеется достаточно много коек, работающих не по программе ОМС, то есть больные там при необходимости могут находиться и дольше, чем того требуют стандарты лечения.
Мы наконец-то увеличили отделение сестринского ухода в 2 раза. Сегодня на базе ЦМСЧ-50 развернуты 20 бесплатных коек для пожилых жителей города, требующих ухода. Есть 2−3 платные койки, куда люди могут устроить своих близких пожилых родственников, нуждающихся в постоянном уходе, на время отпуска или командировки.
Открылось и начало работать новое отделение восстановительного лечения, где проходят реабилитацию граждане после перенесенного инфаркта или инсульта, лечатся люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с гипертоническими кризами, с последствиями черепно-мозговых травм. Уже есть первые хорошие результаты. Отделение молодое, пока не совсем еще укомплектовано врачебными кадрами, возглавила его Валентина Александровна Соколова — врач-физиотерапевт.
Для сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ на базе второй поликлиники мы организовали прекрасное хирургическое отделение. Открыли отделение профилактики и доврачебного приема там же.
Мы закрыли проблему женской консультации: ушли из разрушающегося здания, из плохих условий в хорошо оборудованное новое помещение.
Наконец мы начинаем финансировать ту санитарно-просветительскую работу, которая велась у нас в виде школ для больных бронхиальной астмой, артериальной гипертензией.
Для работников Ядерного центра мы собираемся развернуть программы по ранней диагностике онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а значит, и действенной профилактике — дело социальнозначимое, так как эти люди заняты на радиационноопасных производствах.
ГДЕ КРЫША ДОМА ТВОЕГО?
— Сегодня самая главная нерешенная проблема в городе — это невозможность получения жилья медицинскими работниками. Нас не может не беспокоить ситуация, когда молодые специалисты, уже получившие опыт работы, уезжают из города, потому что не могут решить свою жилищную проблему. В результате у нас остался один оперирующий ЛОР-врач. Проблема со специалистами есть. Но мы надеемся, что благодаря сотрудничеству с Нижегородской медицинской академией и Саранским университетом мы через какое-то время вновь привезем молодых специалистов и ситуацию стабилизируем. Что можем, мы делаем. Из прибыли выделили миллион рублей на ипотечное кредитование наших сотрудников — это слезы: но несколько медицинских семей смогут получить кредиты по 200−300 тысяч рублей под небольшие проценты. Сейчас ведутся активные переговоры с Федеральным агентством о выделении федеральных средств, либо на строительство, либо на кредитование сотрудников.
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ
— Государственное здравоохранение на территории Сарова и других ЗАТО будет представлено в виде системы государственных лечебных заведений федерального подчинения, об этом однозначно сказал на расширенном заседании наш руководитель
Возможность создания муниципальной медицины на территории города ни Уйба как руководитель ФМБА, ни я как руководитель медсанчасти никогда не отрицали. Я неоднократно обещал помочь людям, готовым взяться за это дело. Но этот вид помощи, здесь наша точка зрения совпадает с мнением руководства Федерального агентства, должен быть организован не на костях медсанчасти. Надо внедрять новые методики и технологии, в которых нуждаются жители города. Есть виды медпомощи, которые не свойственны государственной медицине, например: спортивная медицина, медицинская помощь в школьных, дошкольных и других учебных заведениях, в лагерях отдыха школьников, медико-социальная помощь — это все задачи местного бюджета. То есть имеется ниша, где может быть организовано муниципальное здравоохранение при условии наличия средств на эти цели. Но, судя по действиям сторонников муниципальной медицины, это люди, которые не хотят ничего создавать или не могут, а хотят разрушить существующую систему медпомощи.
— В городе распространяются слухи о репрессиях, которые якобы применял начальник медсанчасти к своим сотрудникам, подписавшим письмо с требованием организовать муниципальную медицину, так ли это?
— Это фантазии. Никаких репрессий не было и не будет. Я встречался с несколькими сотрудниками медсанчасти и жителями города, чтобы понять их аргументы в пользу организации муниципального здравоохранения. Большинство из них или ничего не подписывали или подписывали совершенно другой текст.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Удовлетворены ли жители города оказываемой им медицинской помощью? Как это ни странно, но социологические исследования, проводимые в разных странах мира и в России, в том числе, выявляют общую картину: 30% опрошенных, не имевших серьезных проблем со здоровьем, состоянием здравоохранения удовлетворены, еще 30% довольны, но с оговорками, и 30% не удовлетворены качеством медицинских услуг. Эти данные совпадают с теми, которые получила наша депутатская комиссия по здравоохранению.
Весной и осенью
Горожане отмечают, что за последние годы отремонтировано много больничных помещений. Хотя, признается Сергей Борисович, конечно, хотелось бы большего: некоторые отделения не ремонтировались уже по 15−20 лет, это беда.
— Если для проведения текущего ремонта необходимо 25−30 млн. рублей в год, то самая большая сумма, которую мы получили на эти цели за последние 10 лет, составляла 5 миллионов. За счет прибыли медсанчасти мы отремонтировали приемный покой, холл первого этажа первой поликлиники. С аппаратурой вроде бы ситуация налаживается, а вот с мебелью просто беда. 5 тысяч 700 рублей стоит обычная металлическая кровать для стационара, причем эта кровать достаточно низкого качества — пациенты жалуются: не могут спать. Ощущение такое, что надо открывать мастерскую при больнице и делать кровати самим. Проблем много, но мы их решаем.
Своему коллективу я хотел бы пожелать здоровья, оптимизма и терпения. С праздником, дорогие коллеги!




