Грошики фантазий Пани Анны и труба Василия Маркова
14 и 15 апреля в культурной жизни города произошло два события. В пятницу Светлана Прохорова знакомила нас со своей тонкой и лиричной тематической программой, посвященной памяти Анны Герман — великой «пани Анне» в этом апреле исполнилось бы 70 лет. А в субботу в ДК «Авангард» прошел юбилейный творческий вечер Василия Леонтьевича Маркова, дирижера Народного эстрадного оркестра Центра культуры и досуга ВНИИЭФ.
Вечер «И вечное эхо надежды» шел в камерно освещенном в Малом зале Дома ученых — под негромкое звучание чарующего, человечного и теплого голоса певицы, рожденной от немца и голландки на советской земле, жившей в Польше и ставшей своей в огромном Советском Союзе… И сквозь улыбки на лицах слушающих порой блестели слёзы.
Вечер в «Авангарде» был наполнен мажорной, полнозвучной «живой» музыкой, солнечным блеском труб, смехом, бурными аплодисментами в адрес 70-летнего (в что поверить было просто невозможно) юбиляра… Звучали советские песни и композиции Эллингтона и Хампердинка, руские напевы ансамбля «Сударушка» и звонкий голос певуньи-внучки Василия Леонтьевича, и всем было не грустно, а только весело и радостно… Какая уж тут камерность — сплошной поток искреннего веселья!
Пани Анну судьба не баловала, хотя это была, все же, счастливая судьба — Анна Герман состоялась как певица, как человек, ее любили и обожали, ее боготворили и ценили — не бюрократы и идиоты от искусства, а люди, публика, слушатели… И она раздаривала им без счета «грошики» своих фантазий. Ее трогательно и преданно любил прекрасный и верный мужчина — Збигнев Тухольский, посвятивший себя пани Анне и получивший в ответ ее любовь… У них родился сын — тот «звоночек», для которого она спела свою «Колыбельную»… Ей было знакомо счастье преодоления недуга и возврата на сцену… Она прожила немного, но жить будет вечно — и как символ Искусства, и как одно из выдающихся его проявлений.
Судьба детдомовца Васи Леонтьева была хотя тоже непростой, но оказалась счастливой без оговорок. От гимнастерки воспитанника военного оркестра до элегантного концертного костюма с бабочкой — вот путь, прямой и яркий, по которому провела его советская страна. Выпускник училища имени Гнесина, он в «атомном» Сарове нашел и жену, и то дело, в котором достиг успеха, и признания, и друзей, и — тот оркестр, который так же невозможно представить без Василия Маркова, как нельзя представить его самого без этого блистательного оркестра…
Разные судьбы, разные люди, но не только рождение в одну и ту же весну объединило их… Оба — по разному, но одинаково преданно, служили и служат одному и тому же… И это — даже не Искусство как таковое, ибо Искусство стало для них, пожалуй, все же, средством. А целью стало служение людям.
Дарить радость и улыбку, помочь в непростую минуту и развлечь в минуту веселую — вот чем жила русская полька Анна Герман. И этим же живет наш россиянин Василий Марков. Нет, тут нет натяжки! Конечно, и творческих людей не обходят проблемы быта, и творческие люди — тоже люди. Но это — как ни крути — особые люди… Взмах руки, волнующий аккорд, берущий за душу голос, и мы — в их власти… И спасибо им за это! Как «спасибо» и за то, что ни польская певица, ни русский трубач и дирижер абсолютно не совместимы с явлением, отдающим клоакой и душевной гнилью — тем «шоу-бизнесом», который не делает нас лучше, а настойчиво тащит в душу хлам и дрянь.
В короткую, да к тому же — двойную, рецензию нельзя вместить все… Но можно ли не сказать спасибо Светлане Прохоровой — за ее «прочтение» жизни «пани Анны»? И как — хотя бы в паре строк — не восхититься профессионализмом оркестрантов Маркова — даже внешне являющих собой нечто неповторимое и чертовски привлекательное! А солистки оркестра? Каждая — личность, причем состоявшаяся, самобытная! И они — тоже из страны Добра и Радости, а не «шоу-баксов»… И если бы перед нами с женой стояла дилемма… А, впрочем, как там дилемма?! Да хоть бесплатным билетам на «шоу» любой «шоу-звезды» мы не колеблясь предпочли бы билетик на оркестр Маркова.
Талантлива все же наша Россия! Вот еще бы ума ей — под стать таланту — чтобы ценить свой талант!
Спасибо! Спасибо всем, кто живет Добром и для Добра! И отдельное «спасибо» еще раз — Василию Леонтьевичу, который просто обязан держать свою марку так же высоко — на радость нам и Жизни… Ему — и эти заключительные строки:
Труба звала и уводила
К ещё неведомой судьбе…
И новые рождались силы,
Как звук рождается в трубе.
Он не жалел ни сил, ни звуков,
Их щедро людям отдавал,
Ну, а труба?
Труба-подруга
Звала, звала на жизни бал!
Жизнь — это праздник, даже если
За праздником — огромный труд.
И новые звучали песни,
Те, что родившись — не умрут!
Труба звала, объединяла,
И возникал оркестра круг,
И вот уж рукоплещут залы,
Смеясь и не жалея рук…
Они дарили людям радость —
Ах, в жизни ни к чему печаль!
И это было им наградой,
Такой, что и отдать не жаль —
Она ведь снова возвратится,
И отразится блеском глаз,
И все окупится сторицей
В назначенный судьбою час.
Он выйдет к нам, взмахнет руками,
И солнце вырвется из труб,
И снова счастье будет с нами,
И улетит улыбка с губ…
Сергей Брезкун




