Пар выпустили. Дальше что?
На прошлой неделе молва в Сарове снимала с должности начальника медсанчасти
Известно: дыма без огня не бывает, поэтому мы встретились с присутствовавшей на встречах депутатов с московской комиссией председателем Совета трудового коллектива медсанчасти Светланой Николаевной Рябовой, депутатом городской думы Маргаритой Оганесовной Федотовой и с заместителем главы администрации по социальным вопросам Игорем Леонидовичем Кочанковым. Встретились и попросили рассказать о событиях, очевидцами и участниками которых они были.
И.Кочанков:
— В ходе визита был решен вопрос по медучилищу. Сегодня это учебное учреждение финансируется из федерального бюджета ФМБА. Понятно, у нас вызывала тревогу его будущая деятельность. Удалось договориться об использовании этого учебного заведения для повышения квалификации сотрудников медсанчастей, подведомственных ФМБА. Кроме того, руководитель ФМБА Владимир Викторович Уйба очень обеспокоен проблемой подготовки медсестер в других городах. Мы сегодня этой проблемы не понимаем, потому что у нас есть медучилище, и кадров оно готовит более чем достаточно, а в других регионах ощущается очень серьезный недокомплект среднего медицинского персонала. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос подготовки на базе нашего училища медсестер для других медсанчастей. Намечен серьезный план действий, потому что ребята, которые приедут к нам учиться, должны где-то жить. Интерес, который проявили к этой проблематике руководитель ФМБА и председатель комитета по здравоохранению Госдумы, позволяет нам надеяться на то, что наше медучилище получит новые возможности, а для города в любом случае полезно наличие динамично развивающегося учебного заведения.
Общее впечатление от визита: приехали очень грамотные, компетентные люди, которые проблемы понимают, видят их изнутри. Сейчас у руководителя ФМБА есть понимание, каким должно быть взаимодействие с местными властями, в ходе визита достигнут целый ряд договоренностей, серьезно проговаривались вопросы лечения жителей нашего города в клиниках агентства, какие квоты нам могут дать, мы получили сегодня ответы на многие наши вопросы. А Татьяна Владимировна Яковлева обещала
Татьяна Владимировна заверила медицинских работников, что они будут включены в национальную программу «Здравоохранение» и необходимые для выплат финансы поступят, правда, чуть позже, но люди получат все, что должны были им выплатить с 1 января 2006 года.
Светлана Николаевна Рябова как заведующая отделением скорой помощи и председатель Совета трудового коллектива медсанчасти присутствовала 30 января на встрече актива с московскими руководителями.
—
Развитие первичного звена — это не только повышение заработной платы, хотя это тоже очень важно. Из-за низкой зарплаты на большой земле ощущается резкая нехватка кадров, в зависимости от региона она составляет до 50%. У нас в городе стареет контингент врачей, потому что молодые специалисты не очень сюда едут: нет жилья.
Развитие первичной помощи означает для нас, прежде всего, переоснащение, закупку нового оборудования, новых, полностью оборудованных машин скорой помощи. В последнее время у нас что происходило? Деньги выделялись только на приобретение новых машин, при этом не учитывалось, что их оснащение стоит примерно столько же, сколько и сами машины.
С этого года все беременные женщины будут получать родовые сертификаты, что поможет развиваться родовспомогательной службе, начиная с уровня женской консультации и заканчивая родильным домом. Часть денег пойдет на оборудование и на развитие, а часть — на повышение зарплаты акушерам и гинекологам. Сертификаты должны повысить заинтересованность специалистов в каждой роженице, призваны усилить конкуренцию между роддомами.
Татьяна Владимировна большое внимание уделила медицинским осмотрам, которые тоже вошли в национальный проект «Здравоохранение». Медицина становится опять профилактической, то есть пациенту опять дается возможность на ранних этапах выявить заболевание и пролечить его на ранних стадиях. За счет средств, выделяемых на проведение медосмотров, у лечебных учреждений появится возможность провести переоснащение и повышать заработную плату и врачам — узким специалистам. Татьяна Владимировна успокоила нас, что не будет такой огромной разницы в заработной плате, как можно было предположить. А это для сотрудников ЦМСЧ-50 — больной вопрос, так как в сентябре 2005 года мы все были предупреждены, что медсанчасть переходит на федеральные ставки оплаты труда, а они гораздо ниже применяемых у нас с учетом доплат города.
В начале 2006 года СТК создал комиссию и проверял зарплату, полученную сотрудниками медсанчасти в январе, брали все категории работников, от врачей до разнорабочих: реально никто в деньгах не потерял, не считая колебаний плюс-минус 10−15 рублей.
Владимир Викторович в своем выступлении, в частности, отметил, что благодаря созданию Федерального агентства, которое по статусу выше управления, есть возможность сохранить некоторые службы, ликвидированные в муниципальных структурах здравоохранения, например, туберкулезное отделение, психиатрическое, наркологическое, кожно-венерологическое и другие. На территориях эта помощь сохранилась только на уровне области, а наши горожане могут ее получить на месте.
Медсанчасть в 2006 году уже получила один рентгеновский и один флюорографический аппарат, пять аппаратов искусственной почки со всеми расходными материалами, две современные ультразвуковые установки — это очень дорогостоящее оборудование.
В агентстве разрабатывается механизм дополнительного финансирования медицинских работников по жилищной программе. К сожалению, она начнет работать не раньше 2007 года, и тогда молодые специалисты, приезжающие к нам в медсанчасть, получат возможность строить себе жилье на льготных условиях. Мы сейчас спокойно смотрим в будущее.
М.О.Федотова:
— Нам объявили, что будет встреча по вопросам здравоохранения, но конкретной повестки дня мы не знали, а в итоге оказалось, что конструктивного разговора не получилось. В президиуме были Яковлева, Уйба, глава города Орлов и глава администрации Димитров, приглашена была пресса и очень много было ветеранов. Депутаты были не все.
В частности, обсуждался вопрос увеличения платных услуг, он волнует, конечно, не только ветеранов, но и всех жителей города. Но если бы нормально работала комиссия по здравоохранению и начальник отдела здравоохранения, вопроса бы не было. Законом не запрещено оказывать платные услуги, надо только следить, чтобы они не вытесняли те, что должны быть бесплатными по госгарантии.
Старая песня о том, что федеральный Оков не подчиняется думе, вызвала нормальную реакцию у Яковлевой. Она сказала, что формально Зурабов тоже не подчиняется Госдуме, но вызывают, и он приходит.
А как у нас работает комиссия по здравоохранению? За сколько дней до заседания формируется повестка дня? Почему руководителя огромного коллектива вызывают в последний момент? Тем более, что и тема заседания бывает неизвестна, зачем проводить такие заседания — потусоваться? Галочку поставить? Я и в прошлом созыве говорила: повестка должна быть хотя бы за два дня, как на строительном комитете, куда люди приходят, зная, на какую тему будут говорить. Чтобы выносить правильное решение, всегда должны быть представлены две стороны, «за» и «против».
Мне очень понравился Уйба — умный мужик: завтра, говорит, издам популистское распоряжение — запрещу Окову оказывать платные услуги, зал кричит: «Ура!». Но такого все равно не будет: надо воспринимать мир таким, как он есть. У кого-то есть возможность за эти услуги заплатить, и он не хочет сидеть в очереди. Пусть будет две очереди, на платный и на бесплатный прием, но чтобы не было так: платно врач принимает, а бесплатно нет. Но это дело контроля! Пишите. А ведь письменных жалоб со стороны населения нет! Чтобы не принимать популистского решения, надо дать какие-то предложения, а их нет. Сколько зданий передали в федеральное управление, проанализируйте.
Кстати, хочу сказать, это очень хорошо, что муниципалитет их передал. Муниципальную собственность приватизировать легко, проголосовали 34 депутата, или большинство из них — и пожалуйста, продали, например, Сидорову! А государственную приватизировать — нереально: решения принимаются на уровне Госдумы, а там 450 депутатов, и Госкомимущества. Какая частная клиника для лечения работников ядерного оружейного комплекса!
Недостатки у любого человека можно найти, особенно у тех, кто много работает. Начальник не может всем нравиться, особенно, когда начинает с людей что-то требовать.
Тот же Оков готов, я думаю, идти на контакт. Когда мы принимали решение о передаче в федеральную собственность зданий ЦМСЧ-50, он пришел, и его доклад некоторые депутаты слушали с раскрытым ртом: не потому что сказочник, а потому что подготовился, пришел с цифрами!
А к депутату Госдумы надо было выйти с предложением, чтобы вопросами здравоохранения в ЗАТО, где люди работают в ядерно-оружейном комплексе, занималось ФМБА, чтобы это прописали строчкой, а не как сейчас принято в порядке трехстороннего соглашения. Добавить это надо в закон о медицинском обслуживании и в закон о ЗАТО. Учреждения ФМБА должны лечить все население города.
На митинге никогда не принимаются решения, а эта встреча была митингом.
Маргарита Оганесовна слышала, как гости сетовали, что были настроены на конструктивную работу, привезли с собой кучу документов, а эти два часа у них просто пропали: диалога не получилось, в потоке часто необоснованной критики не прозвучало ни одного нормального предложения.
Ольга Загускина




