Военнопленные
Военнопленные
Воспоминания и дневник 1941−1945
Это подлинный дневник, писанный мной в германском плену, невзирая на запреты и обыски. Писался он карандашом на листках бумаги из цементных мешков.
А. Некипелый
1 мая 1945
Вчера выпустил 2-й номер стенгазеты «Заря Востока». Вечером в клубе военнопленных был вечер, посвященный 1 мая. Были четыре представителя от американского командования. На сцене — три флага: американский, советский и английский. На стенах портреты — Ленина, Сталина, Жукова, Рокоссовского. Большая программа художественной самодеятельности, спортивные номера, клоуны, музыка, песни. С репродуктора услышали передачу из Москвы… и горькие слезы радости, обиды и печали навернулись на глаза… Вспомнил Ганю. Какая бы любовь между нами ни была, судьба разъединит нас. По возвращении на Родину первой моей задачей будет учеба, что бы ни было.
Сегодня утром на площади был парад шести тысяч русских людей, освобожденных из германского плена. Принимал парад советский представитель миссии Голикова капитан Щербаков.
День выдался хороший, хотя ночью шел снег. Гуляют, поют, пьют. Праздник! Но празднует только начальствующий состав, а массе людей дали только один суп и 300 грамм пива.
4 мая 1945
Холодные дни, морозные ночи, дожди. Второго мая приехало много с Таубербишофсгейма: Надя, Лена, Таня, Валя, Юзя и другие с парнями. Спрашивал про Ганю. Она работает у хозяина. Приходила в лагерь. Шеин достал ей барахла. Она обижается на меня, что не зашел к ней. Я не был уверен в ней, ответов на последние письма не получал, видел ее только один раз. В одном из писем она писала: «Свою гордость и честь я не отдам никому, пока судьба моя не будет известна навсегда…» Если бы сошлись, не зная своей дальнейшей судьбы, что нас бы ждало здесь, в лагере, и впереди? Если бы я сделал с ней то, что делают другие с девушками, это было бы обманом с моей стороны. Я не знаю, что со мной будет, когда вернусь на Родину. Я хочу еще учиться, и эту мечту доведу до конца. Если она честная девушка, пусть будет такой, пока не приедет домой. Может, там будет ее судьба, и она не будет тогда на меня обижаться.
Вчера был посыльным в штабе полка. Прибывают люди с других лагерей, формируют полки. Приехал представитель советской миссии майор Перегудов. Был митинг…
Вчера хоронили повешенного немцами в лесу. Понесли на кладбище, а немцы загорнули приготовленную могилу. Поймали нескольких, били. Могилу откопали, похоронили. Немцы злые… Погода холодная.
6 мая 1945
Сильный ветер с маленьким дождем не стихает. Сырость. Все сидят дома, по комнатам. Вчера помылись, постирались. Ходил в санчасть — болят ноги, спина. Но там такое безобразие. Не посмотрев, не выслушав, пишет рецепт на порошки. Не зная, чем болен 6-летний ребенок, посылает его в туберкулезный госпиталь…
На аэродроме приземлился немецкий самолет-истребитель с летчиком и высшим офицером. Сдались американцам.
Был у Нади (с Витебска). Я с ней, с первой, познакомился в Бишеме еще до Гани. Она самостоятельная хорошая девушка, не пошла по пути Лены. Ей противна вся эта жизнь, эти женитьбы с неизвестной судьбой. Она согласна с моими мыслями и рассуждениями. Она приехала сюда с каким-то Ванькой, но жить с ним не хочет. Говорит: «Я хочу вернуться домой девушкой. Я еще молода, погуляю дома, потом выйду замуж». Она поссорилась с Ленкой — «Надоело все. Намучилась вдосталь. Скорей бы все это кончилось!» — ее слова.
Выдержит ли она до конца? Счастья тебе, Надя!
8 мая 1945
Закончилась кровопролитная война, длившаяся почти четыре года. Люди стоят у репродукторов, слушают передачи из Москвы.
Похоронили четырех человек — женщину, одного цивильного и двух пленных, которые гранатами глушили рыбу в Таубере. Граната разорвалась у одного в руках. Такая судьба!
Был футбольный матч между русской и греческой командами. Счет 0:1 в пользу греков.
По возвращении на Родину первое дело — учеба.
9 мая 1945
Вчера на аэродроме приземлился немецкий двухмоторный самолет с экипажем 8 человек. Сдались американцам…
Вчера, в 23 часа, был подписан пакт о капитуляции Германии. Весь мир празднует Победу. Был митинг, посвященный окончанию войны и празднику Победы.
После обеда ходил со Стефаном в село Нассиг. Напросили немного картошки. Немцы относятся по-разному. Одни злятся, другие разговаривают по-хорошему. Спрашивают, вернутся ли из России домой их пленные немцы. Говорят: «Почему вы ушли в лагерь, а не работаете у хозяев?» Хватит! Наработались. Как-нибудь не пропадем!
19 мая 1945
Лагерь живет своей будничной жизнью. Идут занятия. Вечером, до 11 часов, — концерты, танцы. Здесь находятся артисты из Минска, попавшие в плен всей труппой…
Проводят медицинский осмотр на венерические болезни. Обнаружили таких 50 мужчин и 131 девушку. Осмотр продолжается. С девушек смеются, ругают их. Что их ждет?
Сегодня пошли в лес три человека, наскочили на мину, разорвало на куски. В лагерь все еще носят спирт, пьют.
20 мая 1945
Похоронили разорванных миной. Судьба! Был футбольный матч между русскими и итальянцами. Счет 2:2.
Вчера в лагере было чуть ли не восстание. Много ребят собрались у штаба, хотели бить начальство. Никто не знает их, самозванцев, которые служили немцам, издевались над людьми, и сейчас многих сажают в карцеры. Командир полка служил немцам, отправил в концлагерь 15 человек, где над ними издевались. Из них несколько человек появились здесь, в лагере. Они узнали своего предателя и подняли бунт. Для усмирения бунта начальство вызвало для своей охраны команду американцев — 40 человек.
Русский казак, живущий в Германии с 1927 года, сегодня с женой-немкой были в нашем лагере. Показали несколько номеров джигитовки на лошадях.
Объявили, что завтра будем слушать радио из Люксембурга. Какие-то новости.





